Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ЛЕОНИД ГОЛЬДИН


СКОЛЬКО УМА СТРАНЕ НУЖНО


Америка опережает все другие страны по экономическому и научно-техническому развитию, военной мощи, политическому влиянию, гуманитарной помощи другим странам.В США больше Нобелевских лауреатов в научной сфере, чем во всем мире, вместе взятом Американские ученые на первом месте по патентам, цитированию, здесь лучшие университеты, наиболее привлекательные для ученых, студентов и аспирантов иностранцев, самые высокие затраты на образование, здесь издается рекордное число научной и учебной литературы.
США затрачивают на образование значительно больше, чем любая другая страна в мире.Совокупный бюджет школ, колледжей, университетов приближается к 1.5 триллионам - более чем в два раза выше расходов на оборону. Национальный долг достиг астрономического уровня, экономия затрагивает почти все сферы общественных потребностей, но сократить расходы на образование не предложит ни один политик, ни один экономист или социолог.


“РЕДНЕКИ” И ЯЙЦЕГОЛОВЫЕ


Вывод кажется очевидным американцы, должно быть, самые умные. Но по мировой статистике IQ (коэффициент интеллекта) США на скромном двадцатом месте. Согласно Мировому экономическому форуму, США на 52 месте среди 139 стран по качеству высшего образования в математике и естественных науках. Школьное образование намного отстает в сравнении с другими экономически развитыми странами. Лишь около 50% юношей и девушек, завершив школу, готовы к колледжу из-за низкого уровня чтения и письма.Согласно опросам, только 29% американцев читают постоянно газеты (в основном таблоиды) и 42% выпускников колледжей никогда не читали книгу после завершения учебы.
Кроме IQ и образования, есть много других свидетельств отсутствия логики и рационального мышления. В книге "Это сделает вас умнее" (Harper) авторитетные авторы приводят данные общенационального опроса, из которого следует, что 40% американцев полагает, что Вселенная началась с одомашнивания собак и что человек появился на Земле менее десяти тысяч лет назад. Согласно институту Гэллопа, около 20% уверены, что Солнце вращается вокруг Земли.
С такими представлениями, конечно, можно жить, если сохранять трезвомыслие в реальной жизни.Но более проблематично убеждение многих американцев, что их страна видится миру как сияющий храм на холме и что все хотели бы жить по их образцу. Недавний международный опрос Гэллопа показал, что США на первом месте как главная угроза миру. Американцы не понимают, почему их намерения принести человечеству мир, свободу и процветание оборачиваются результатами, обратными ожиданиям.
В ряду иллюзий убежденность, что каждый может стать "rich and famous" , богатым и знаменитым стоит лишь приложить ум и старание, что перед законом все равны и тот, кому доступны адвокаты ценой в миллионы, и тот, кто полагается на бесплатного защитника, предоставленного судом.
Американцы мало склонны к абстрактному мышлению и рефлексии. Интеллектуалы яйцеголовые, высоколобые, высокобровые, воспринимаются как оторванные от жизни, не понимающие проблем и интересов простого народа. Отношение к ним не лучше, чем к ―реднекам‖, необразованным обитателям глубинки.
Сенатор Даниель Патрик Майнихэн, один из самых глубокомыслящих политиков в истории страны, говорил о тупости, доминирующей в массовом сознании. Видный историк Ричард Хофстадтер писал в книге "Антиинтеллектуализм в американской жизни" о том, как глубоко проникли в общество антинаучные, противоречащие логике взгляды.
Вот еще несколько серьезных работ: Сюзен Джакоби ―Эпоха американского антиразума‖, Марк Бауериейн "Тупейшее поколение"; Чарлз Пиерс "Идиот Америка"; Катран Лиу "Академический антиэлитизм"; Дэвид Маскиотра "Новая волна антиинтеллектуализма"; Рай Вильямс "Отупение Америки". Философ и писатель-фантаст Айзек Азимов писал : "В Америке есть культ невежества... Анти-интеллектуализм постоянная черта нашей политической и культурной жизни, и он питается убеждением, что при демократии мое невежество так же хорошо, как ваше знание".
Высокое образование и интеллигентная речь Обамы дали основания противникам для упреков в "элитизме", а его призывы к родителям из черных "даунтаунов" уделить внимание образованию детей вызвали бурю возмущения у тех, кому эти советы были адресованы. Обама учел урок и заговорил по-другому: "Люди с производственной квалификацией могут заработать больше, чем со знанием истории искусства". Поздно, не помогло. Черная молодежь сегодня носит майки с лого "Obama sucks". Корнелл Вест, профессор Гарварда и Принстона, огнедышащий пророк черной Америки, говорит о "президентстве Уолл-стрита, о президентстве дронов, президентстве шпионажа". И Хиллари Клинтон, примеряясь к президентству, говорит в интервью "Атлантик", что мантра Обамы и его команды "Не делать глупостей" обернулась грубейшими просчетами.
Сегодня трудно сказать, кто более недоволен президентом-интеллектуалом левые или правые.


ВЕРИТЬ ЛИ IQ


Ранее предполагалось, что вождь племени или криминальный авторитет могут обладать таким же уровнем IQ как президент развитой страны и глава корпорации.Сегодня признают, что интеллект определяется не только генетикой, но и средой семьей, школой, культурным ландшафтом, социальным окружением, условиями работы и бытa.
Уровень IQ связан с успеваемостью в учебе, успехами в профессиональной деятельности, в особенности научной.У выдающихся ученых в точных науках IQ обычно 160-170.У гуманитариев, деятелей искусства нет такой тесной связи.Там, где наиболее успешными являются нестандартные ответы и решения, высокие тестовые показатели не гарантируют преимуществ. Ниже 70 признается умственной отсталостью, порой этот аргумент принимается во внимание в суде.
Есть великое множество исследований, сопоставляющих интеллектуальный уровень стран и народов, социальных групп. Лидируют азиаты: Гонконг- 107, Южная Корея - 106, Япония - 105, Тайвань - 104, Сингапур - 103. Далее, от ста и выше: Австрия, Германия, Италия, Нидерланды, Швеция, Швейцария, Англия, Бельгия, Китай, Новая Зеландия. США и Франция - 98, Россия - 96. Замыкают список африканские страны: Замбия, Конго, Уганда, Кения, Судан, Танзания, Гана, Нигерия, Зимбабве, Сьерра-Леоне, Эфиопия, Гвинея. Для расиста нижнее место в иерархии свидетельство неполноценности, для либерала-космополита доказательство, что все дело в экономических условиях и образовании.
Измерение IQ было популярным в США в 20 -е и 30-е годы, почти каждый школьник, студент знали о своем уровне.Но потом интерес упал, главной причиной было то, что расовые и этнические группы показывали большие различия.Это активно подпитывало расистские теории. Согласно многократным тестированиям, у афроамериканцев IQ 85, у латиноамериканцев 89.
Любопытно, что у евреев 113. Даже антисемиты обычно не отрицают их высокого умственного развития. Еврей-недоумок - почти оксюморон. Популярное утешительное объяснение антисемитизма зависть к еврейскому уму. Но как соотнести 94 в Израиле и 115 у евреев в США, ума не приложу, вопрос для талмудиста. Возможно, роль играет характер населения Израиля, ставшего общим домом для евреев из стран разного уровня экономического и культурного развития. На вершине в иерархии IQ страны с гомогенным (однородным) населением. Еще один деликатный момент: выходит, "плавильные котлы" и ―чаши с салатом", многокультурность ума народу не прибавляют.
При такой обескураживающей картине возникает много неудобных вопросов от замысла творения, уравнивающего достоинства людей, до демократических представлений о равенстве.Либертарианцы и их кумир Айн Рэнд называют чепухой и лицемерием эгалитарные идеи, считают, что всегда и везде все решает 5% интеллектуальной элиты, и этого достаточно. Но в большую политику такие идеи не имеют допуска. Тем не менее, среди конспирологических теорий есть и такая: чтобы элите удержать власть и привилегии, самое надежное держать массы в невежестве, а еще лучше через псевдообразование, поп-культуру и медиа дать иллюзию, что они что-то решают.
Абсолютизировать IQ и полагаться на него не стоит, но нельзя отрицать, что за сто лет после введения этого измерителя Вильгельмом Штерном в Германии, в этой области накопился огромный эмпирический материал. Единых критериев нет, но наиболее популярным является тест Ганса Айзенка, предусматривающий сто как норму и 180 как абсолютный максимум.У героев популярного сериала "Теория Большого взрыва", одаренных многознанием и быстрых разумом очаровательных придурков, IQ выше 160.
Здравый смысл говорит, что понятия ―интеллекта вообще" не может быть.Умен в своей профессии, в практических делах, дурак в семейных отношениях, в оценке широких общественных проблем такое сочетание, как и наоборот, можно встретить на каждом шагу. Когда Эйнштейну предложили стать президентом Израиля, говорят, Бен Гурион был в панике: а вдруг согласится? Когда у людей и IQ зашкаливает, и с какой стороны ни посмотри умен и ловок, однако может сотворить такую глупость, что диву даешься. Такие многоумные, всезнающие и понимающие мастера интриги как президент Клинтон, губернатор Спитцер, конгрессмен Винер у всех супер-IQ поразили не моральной ущербностью (мало кто идеализирует нравы политиков), а убогостью суждений и оценки обстоятельств, в которые себя поставили. Вуди Аллен, рефлексирующий интеллектуал, мастер тонкого психологического анализа, в личном поведении вел себя как законченный имбецил.
В интеллектуальных кругах США очень популярно эссе Исая Берлина ―Ёж и лиса‖.Берлин разделил мыслителей на две категории те, кто смотрит на мир через одну доминирующую идею (ежи), и те, кто признают многообразие идей и общества (лисы). Берлин составил список авторов, иллюстрирующих его мысль; из русских он зачислил в первую категорию Достоевского, во вторую Пушкина. Он уделил много внимания Толстому, которого ни в какие рамки не уложишь.Хотя Берлин не назвал ни одного видного американского мыслителя (за отсутствием таковых или по другой причине), в целом Америка безусловно в сообществе лис, а Россия при всех поворотах истории тяготеет к ежам. Ныне в эпоху постмодернизма и плюрализма доминируют изворотливые лисы, но ежи-фундаменталисты все более активно противятся такому миропорядку. Мудрый Берлин никому не отдал предпочтения, но, очевидно, интеллектуальному миру нужны и ежи, и лисы.
В нынешней России интеллектуальная звезда первой величины Дмитрий Быков. Феноменальные сообразительность, реакция и память, виртуоз слова, ходячая энциклопедия, блестящий полемист, но ради красного словца поставит с ног на голову, доведет до полного абсурда чуть ли не любую тему, за которую возьмется. Оставит аудиторию в обалдении, и, наверное, сам себе поверит. Слушать, восхищаться можно сколько угодно, но строить государство или написать школьное сочинение по его видению не получится.
На Сахаровском фестивале в Греции (это в свое время был мой проект совместно с Госконцертом) Елена Георгиевна Боннэр рассказала мне такую историю.Сахаров получил очередную Госпремию, и супруги купили "Победу". Елена Георгиевна выучилась водить быстро, а Андрей Андреевич все делал не то и не так.Однажды они ехали в машине с инструктором и мамой Боннэр. Сахаров вышел из машины купить хлеб. Инструктор спросил у Боннэр : "Это чья мама?" "Моя". "Тогда скажу: 20 лет учу водить, но такого тупого как ваш муж, еще не видел".
В новой России, где проводниками перемен были люди с репутацией интеллектуальной элиты, в конечном итоге победили чиновники, в больших талантах и идеях не замеченные, криминальные авторитеты и гопота поп-культуры.
Пока не похоже, что большой ум и знания гарантия успеха и счастья. Большая мудрость рождает много печали, говорил Экклезиаст в Библейские времена, а в наши Губерман: "Чем у личности больше ума, тем печальней судьба этой личности". Так что если тест и не выдаст комплиментарных результатов, может, и не стоит особо расстраиваться.


ВСЕМ УМНИКАМ НА ЗАВИСТЬ


Кроме интеллекта есть немало других факторов, от которых зависит успех и благополучие: воля, ответственность, дисциплина, мотивация, амбиции, агрессия... Всего этого у американцев в изобилии. Сегодня общепринято, что наряду с IQ большую роль играет EQ - эмоциональная интеллигентность.Возможно, это не самая сильная сторона личности американца следить за нюансами чьих-то переживаний, но строгая этика служебных отношений и политкорректность восполняют пробел.
В критике IQ самый серьезный довод, что тесты и их интерпретация, представления об уме и глупости, определяются культурой и ценностями среды. В США, скажем, small talk разговор о погоде, хорошем ресторане, "great, wonderful" на все случаи жизни свидетельство здравомыслия, но для большинства "наших", русскоязычных ограниченности. Можно не сомневаться, что привычная нам душа нараспашку, прямолинейность, категоричность воспринимаются в другой культуре не только как плохие манеры, но и как показатель небольшого ума. В дискуссиях такого рода аргумент "Сам дурак" вполне приемлем. Когда Михаил Задорнов радует соотечественников рассказами о тупых американцах, можно не сомневаться, что прошлая и нынешняя Россия с ее вечными претензиями на ―особую духовность‖ дает куда больше оснований для сатиры. Хотелось бы, наконец, услышать ответ на вопрос: почему при таких умах и талантах Россию все время обманывают и обижают евреи, пиндосы (кто это, до сих пор не вполне ясно), коммунисты, капиталисты, иноверцы и атеисты, масоны, геи и трансвеститы, лица кавказской национальности, лица многих других национальностей... Такие экзистенциальные терзания американцам не свойственны, и это сберегает много сил и времени для более важных дел.
В США есть конкурсы на высокую сообразительность, но при широкой популярности тестов здесь есть более универсальный способ оценки личных дарований, выраженный в крылатой фразе: "Если ты такой умный, то почему не багатый?" В нынешнем мире ирония здесь неуместна. В былые времена безденежные Сократы и Диогены имели авторитет вровень и выше патрициев, Гарун-эль-Рашид охотно слушал босоногих дервишей, русские цари и вельможи имели дело с юродивыми и старцами, жившими на горохе и сушеных кузнечиках. Сегодня деньги рождают власть и признание, и самые сообразительные и талантливые идут не в проповедники и профессуру, а на Уолл-стрит и в корпорации.
В США сложилась интеллектуальная пирамида и весьма рациональная социальная структура, позволяющая при многообразии интересов, при всех конфликтах и противоречиях, целенаправленно управлять жизнью страны. Образование, система мотивов и стимулов, предусматривают подготовку узких специалистов, профессионалов своего дела.Труд с предельной интенсивностью, никому не дано остановиться, расслабиться, голова забита кредитами, моргиджами, лоанами, и на широкие обобщения, рефлексию, размышления и споры о цели и смысле жизни нет ни сил, ни желания, ни времени.
"Широк человек, надо бы сузить", говорил Достоевский. В России не прислушались, а в Америке с этой целью создали индустрию ―шринков‖ - психологов, без которых мало кто обходится.―To shrink‖ – сузить, поуменьшить голову до нормы. Это именно то, чего требует рынок и конкуренция.
Научно-техническое первенство США в большой мере определяется массовым привлечением ученых и специалистов из других стран. Согласно Национальному бюро экономических исследований, в таких областях как биология, химия и окружающая среда, 40% специалистов иммигранты. В электронике, математике, медицине, фармацевтике их удельный вес еще выше.В университетах США половина студентов по естественно-научных дисциплинам иностранцы, большинство из них останутся в этой стране. Мечта китайского школьника уичться в Гарварде и работать в американской корпорации или университете. В вузах США работает более 120 тысяч специалистов, прибывших из других стран. Каждый пятый глава ВУЗа родился не в Америке.Постоянно растет объем исследований, которые проводятся для американской индустрии, финансовых и учебных институтов специалистами в других странах.Для многих стран "утечка мозгов" серьезная проблема, в России она обрела масштабы национальной катастрофы. Из Индии выехали 40% ученых, а из США только 5.
Что бы ни говорила статистика и критики американского бытия и мышления, судя по результатам, в здравомыслии и адекватном понимании жизненных реалей нашей стране не откажешь.


ЗАТРАТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ


При всех достижениях, сегодня со всей очевидностью возникает вопрос: как долго и при каких условиях США смогут удерживать лидирующее место в мире. Политические вызовы м противостояния, с которыми страна сталкивается, во многом объясняются тем, что в мире возникают и укрепляются новые центры силы, аккумулирующие экономический и научно-технический потенциал и способные успешно конкурировать с США.Все больше стран, где знающий инженер, финансист, аналитик может сегодня найти применение и заработать не меньше, чем в Америке. Механизмы санкций, которые США все чаще вынуждены применять по отношению к своим противникам, побуждают тех, кого эти меры затрагивают, все более полагаться на собственные ресурсы, своих специалистов.
США не могут полагаться на неограниченный импорт профессионалов и на то, что глобализации будет бесконечно служить американским интересам. Поэтому и консерваторы, и либералы, пусть и при разных мотивах, признают необходимость радикальных перемен в американском образовании.
За последние тридцать лет стоимость университетского диплома выросла в 10 раз больше чем медицинские расходы (в 6 раз) и питание (2,5). Задолженность по студенческим займам превысила триллион долларов. Расходы на школьное образование в связи с широким внедрением новых технологий стремительно увеличиваются.
Каковы результаты этих затрат и усилий? По данным американского Counsel of Foreign relations, за последние три десятилетия США перешли с первого на десятое место по уровню подготовки выпускников школ, и с третьего на тринадцатое колледжей. Финляндия (на пятом месте) затрачивает на ученика в 7 раз меньше, и обеспечивает почти стопроцентную успеваемость.
Среди развитых стран американские школьники на 25-м месте по математике, на 17-м по естествознанию, на 14-м по чтению. 30% не оканчивают школу, и только 40% продолжают обучение в колледже. Большинство вузов вынуждены восполнять пробелы школьного образования. 75% преподавателей вузов считают, что выпускники школ не обладают знаниями и навыками, необходимыми для обучения в колледже или университете. Но и вузы далеко не всегда оправдывают затраченное время и расходы.Программы перенасыщены политкорректными курсами, многие специальности непригодны для жизненных реалий.
Атмосфера в колледжах мало способствует воспитанию цивилизованного гражданина. Пресса полна публикаций об алкоголизме, наркомании, изнасилованиях (каждая пятая студентка имеет печальный опыт), диких нравах во "фратернитиз" (студенческие братства), "буллинг" (физическое и моральное издевательство). Большинство преподавателей бесправные почасовики с минимальной оплатой без бенефитов, у которых нет условий для повышения собственной квалификации.Мало кто в таком статусе рискнет возразить администрации или пойти на конфликт со студентом и то, и другое может закончиться потерей работы.Финансовое положение колледжей, как и возможность заработка для почасовика, зависит от численности студентов, поэтому поставить низкую оценку и отчислить себе наказание.
Самые активные, способные молодые американцы редко избирают профессорскую карьеру.Их мечта Уолл-стрит, инвестиционные фонды, СЕО (главный исполнительный директор корпорации), где возможно в кратчайшие сроки войти в 1% самых богатых, в крайнем случае, юрист, доктор. сть страны, к примеру, Франция, Германия, где профессор еще сохраняет престиж. В Союзе, будучи профессором, завкафедрой, с лекциями и публикациями, я зарабатывал больше премьер-министра. И титул вызывал уважение.На работу в университеты стремились не столько от желания послужить народному благу, сколько в силу вполне реальных преимуществ.В нынешней России профессор живет хуже мелкого чиновника или продавца бакалейной лавки. В Нью-Йорке профессор университета не снимет квартиру в Манхэттане и не сможет учить детей в частной школе, а молодой трейдер покупает дуплекс на Парк-авеню и дом в Ист-Хэмптоне.
Бесспорно, в США есть великолепные университеты и школы, где можно получить отличное образование.Но для большинства американцев элитарные учебные заведения недоступны.Частная школа стоит 30-40 тысяч в год, престижный вуз 50- 60.
Многие молодые американцы и их родители задумываются: если нет возможности учиться в "Лиге плюща" (8 элитарных университетов), стоит ли стремиться к вузовскому диплому. Успешная карьера с гуманитарным образованием утопия изначально.Профессия актера, художника, искусствоведа, лингвиста, историка и все другие этого ряда прямой путь в официанты и таксисты. Моя приятельница Франсина с дипломом Нью-Йоркского университета по классическому балету вот уже 15 лет на почасовой оплате в разных конторах, живет с руммейтами, волонтирит учит танцам детей в мегацеркви в Бронксе. Моя бывшая студентка, одна из немногих, знающая и любящая литературу, окончила филологический факультет Колумбийского университета, и вот уже много лет единственное, что ей доступно, надомные уроки для малышей.Плохой выбор профессии? Но вот сын соседки выучился на дантиста, у него двое детей, долг за студенческие годы под 300 тысяч. Открыл офис, опять же в кредит. Не рассчитал, обанкротился, без работы, семью кормит мама-парикмахер.
Хотя шагу нельзя ступить, не заплатив за юридическую консультацию, в нашей самой сутяжной в мире стране сегодня выпускнику юрфака трудно найти работу по амбициям. Врачи жалуются на ужесточившийся, зачастую чисто бюрократический, контроль, на непомерные расходы на юридическую защиту, бухгалтерию, офисы, оборудование, а умерить масштабы бизнеса не позволяют долги и новые кредиты.Хотя разбухший без всякой меры финансовый сектор дает пока хорошие шансы на трудоустройство, вопрос, заботящий всех от нобелевских лауреатов до обычных граждан сколько еще экономика сможет выживать за счет спекуляций и не кончится ли дело неодолимым кризисом.
Впрочем, ни одна сфера не может дать гарантий. Единственное, что определенно рост цен на обучение. Гленн Рейнольдс, профессор-юрист, автор книги "Пузырь высшего образования", пишет об обладателях дипломов, "которые могут оказаться в подвалах родительских домов пока они не достигнут пенсионного возраста". Журнал ―Экономист" в статье ―Оправдывает ли себя колледж?‖приводит данные центра Pay Scale, исследующего эффективность затрат на обучениe. Судя по статистике, добрая половина колледжей не обеспечивает реальной компенсации за усилия и затраты. Более 40% выпускников не могут найти работу по своей специальности.С другой стороны, только 39% менеджеров считают, что выпускники достаточно профессионально подготовлены. Даже во время недавней рецессии и безработицы в стране было 4 миллиона вакантных рабочих мест, которые не удавалось заполнить из-за низкой квалификации претендентов. За два или даже четыре года колледж не может преодолеть упущенное в семейном воспитании и школе.Только лучшие университеты имеют возможность по-настоящему выбирать из потока абитуриентов. В прошлом году в Колумбийский университет были приняты только 7% подавших заявления. Но в большинстве случаев, если студент может получить грант, в особенности, если из числа ―майнорити‖, поступление обеспечено. Неудивительно, что конечный продукт не слишком отличается от изначального.


ДЕТИ – НАШЕ БУДУЩЕЕ


Нет школьного работника и политика, который не повторял бы эту фразу как мантру, когда нужны деньги и поддержка избирателей. От школы ждут не только знаний, но и решения самых острых социальных проблем, одоления преступности и соблазна улицы, воспитания социальной ответственности и здорового образа жизни, позитивного мышления, высокой морали и самооценки.
Джордж Буш-мл. выступил с инициативой "Ни одного ребенка позади". Обама "Стремись к вершине". Президенты подкрепили свои идеи миллиардными субсидиями. Поначалу Обама много говорил об ответственности семьи, вспоминал свою мать, которая по утрам до школы проверяла его домашнее задание.Но этот подход не понравился в общинах, где дети растут без отцов и матери рожают в школьные годы.
Правительство усиливает помощь школам из года в год. Недавно объявлен план обеспечить за 5 лет скоростным интернетом 99% учеников. Огромные средства предоставляют школам благотворительные организации. Билл Гейтс объявил ―решающее время в образовании‖ и сумел инициировать технологическое перевооружение школ. Благодаря этим усилиям учебное одночасовое видео, которое стоило 400 долларов в конце девяностых, сегодня стоит 2 цента. Марк Цукерберг, создатель Фейсбука, пожертвовал 100 миллионов долларов на помощь школам Ньюарка, штат Нью-Джерси одного из самых неблагополучных городов с рекордной преступностью несовершеннолетних. Большую поддержку школам оказал Майкл Блумберг не только как мэр, воюя с школьной бюрократией и профсоюзом, но и личными средствами. Городские школы Нью-Йорка заканчивают больше учеников, чем когда-либо ранее, и в этом его большая заслуга.
В подходе к образованию, как, пожалуй, и в любом другом случае, американцы верят, что ключ к решению всех проблем больше денег, все остальное приложится. Но школа особый организм, как никакой другой связанный с состоянием общества, его моралью, ценностями, способом бытия. Американцы с юных лет прагматики, их воспитывают не мотивационные лекции, а жизненные реалии.
В послевоенные годы большинство американцев имело возможность пополнить ряды среднего класса со стабильной работой, возможностью обеспечить семью, обзавестись собственным домом, не влезая в непомерные долги и не рискуя банкротством.Условием приобщения к среднему классу была личная ответственность и добросовестная профессиональная подготовка.Те, кто пренебрегал этими требованиями, оказывались в явно проигрышном положении.
Сегодня положение другое. Средний класс из года в год утрачивает позиции, число имеющих постоянную работу снижается, зарплата не растет, расходы растут. Отработав до пенсионного возраста, "середняк" часто оказывается в худшем положении, чем тот, кто провел жизнь на велфэре, подрабатывал за кэш и дождался субсидированной квартиры и бесплатной медицины. Тинейджера из даунтауна, торгующего сигаретами россыпью и ―травой‖, денно и нощно в веселой дружеской компании, трудно убедить в преимуществах коммьюнити-колледжа, после которого он будет зарабатывать меньше, чем сегодня, и не получит социальной помощи.Что может сделать школа, какие стимулы и мотивы будут работать в таких условиях? Всегда ли виновата школа, если в том же классе, у того же учителя ребенок-азиат из иммигрантской семьи, начинавший с изучения английского алфавита, сегодня круглый отличник, не имеет проблем с дисциплиной и поступает в элитный вуз?


ПЛЮС КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ


Сегодня около 8 миллионов студентов американских колледжей учит один или больше курсов онлайн. Для многих это удобнее, и преподавание лучшего качества.В большинстве школ компьютер, "активная доска", смартфон стали неотъемлемой частью обучения.Дети привыкают к компьютеру с 5-6 лет. Прогресс в математике очевиден, в чтении пока менее заметен.
Новая особенность глобальное обучение. Вебсайт "Математика" используется учениками в Англии, Новой Зеландии, Пакистане, Саудовской Аравии, Гонконге. Он стал популярен и в США. В десятках стран ученики и преподаватели используют отличный вебсайт "Learn Russian".
Но самая главная примета времени ведущие корпорации, Силиконовая долина смотрят теперь на образование не только как на сферу благотворительности, но и рынок стабильных доходов. Производство электроники, ее обслуживание и бесконечное число программ обучения стали источником постоянно растущих прибыли и занятости.Лозунг дня больше комьпютеров и новых программ, кто не с нами отстал от жизни, ретроград, противник прогресса.Мощнейшее лобби индустрии образования, пожалуй, единственное, у которого нет противников.
Изначально предполагалось, что электроника позволит обуздать стремительный рост обучения, загоняющий в банковскую кабалу, лишающей возможности продолжить образование. Но, напротив, цена растет, и предела здесь нет. Если и существует более дешевая программа, предлагать ее, так же как более доступное по цене лекарство, невыгодно. Но продукты фармацевтики проходят строгую проверку, а технология обучения бесконтрольна. Администрация может списать все упущения на недостаток новой технологии, учителю легче и удобней занять класс увлекательным видео.Пока всех устраивает.
Вместе с тем, возникает все больше сомнений, всегда ли компьютер может полноценно заменить живое общение с преподавателем и соучениками. О традиционной лекции речь уже не идет – ученикам и студентам трудно удержать внимание на десять минут. И до компьютерной революции американский ребенок проводил до 7 часов у экрана, теперь он весь день не отрывается от визуального образа и текста. Внимание постоянно рассеивается на "мультиактивность". Книга и рукопись давали значительно лучшее запоминание, больше стимулировали самостоятельное мышление. Перегрузка новой технологией напрямую ответственна за ADHD (дефицит внимания и гиперактивность), за появление неврозов, расстройства сна, депрессии, обеднения речи и эмоциональной жизни. Интернет поставляет обилие насилия, сексуальных извращений. Наиболее популярная тема поиска порнография. И при больших стараниях трудно оградить ребенка от этого "просвещения".

Остановиться, оглянуться, выслушать другие голоса нынешняя атмосфера не позволит. Техноиндустрия и компьютерный планктон в офисах убеждены, что будущее принадлежит им. Лет 30 назад великий мудрец, каббалист, переводчик и комментатор 62 томов Талмуда Адин Штейнзальц без какой-либо иронии сказал, что в нынешнем мире самая мощная и влиятельная религия Голливуд. Сегодня эту роль приняла на себя технология. Миссионеры повсюду, и у каждого в руках новый электронный молитвенник. Образ бытия и мышления современников определяется этой религией больше, чем любой другой идеологией и моралью. Еретиков, отступников, сомневающихся она не пощадит. Новый смелый мир уникально подтвердил старое наблюдение: нет ничего прибыльнее, чем создать новую религию. И горе тем, кто на нее покушается.
В начале нового семестра мой коллега по колледжу, молодой преподаватель-гуманитарий, предложил вообще отказаться от книг. Идея витает в воздухе и овладевает массами, и даже старшие коллеги, защищенные пожизненным контрактом, не осмелились возразить.
Когда речь идет о технологии, свобода слова, академическая свобода заканчиваются.Не только работы не сохранишь все коллеги отвернутся. Друзья, если останутся, предложат смотреть реально на жизнь, не дон-кихотствовать.Может быть, и не стоит бросаться на амбразуры.Уже сегодня ясно, что никаких ресурсов не хватит оплачивать нынешнюю революцию в образовании и ее последствия. Если дело пойдет так и дальше, обучающая технология обанкротит страну еще быстрей, чем "сошиал секьюрити и Медикэр". Когда взорвется очередной многотриллионный пузырь, очереди в библиотеки и эпистолярный стиль не возродятся, но люди не будут жить как приставки к компьютеру.
Прогноз: через 10-15 лет самые дорогие элитные учебные заведения будут заманивать студентов живыми преподавателями, способными к рассуждениям и грамотной речи, если, конечно, таких преподавателей можно будет отыскать.


Леонид Гольдин – философ, социолог. Окончил Московсий университет, где защитил кандидатскую и докторскую диссертации по философии. Тридцать лет заведовал кафедрами в академических и учебных институтах Москвы. Автор и соавтор 14 книг, нескольких сот статей. 20 лет преподаѐт в Нью-Йорке. Организовал Русско-Американский центр общественного мнения, в котором 10 лет был президентом.