Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

МЫ ТЕРЯЕМ НАШЕ БУДУЩЕЕ



В № 1–2 "Литературной газеты" мы открыли новую дискуссию, посвящённую проблемам книготорговли. Начала её президент Ассоциации книгораспространителей независимых государств Надежда Михайлова. Материал вызвал широкий резонанс, и сегодня мы публикуем мнение президента торгового дома "Библио-Глобус" Бориса Есенькина.

Я вспоминаю старое доброе время: старую Россию, СССР, как мы относились к книге, к знаниям – источнику формирования личности. Ясно, что за этот, казалось бы, небольшой отрезок времени практически перевернулись понятия "знание", "книга"… Зато появились другие: E-book, социальные сети, twitter и т.д. Мы как бы ушли в виртуальные взаимоотношения и очень довольны этим, и чувствуем себя на высоте сегодняшнего положения. Полная свобода в получении различной информации. Но она нас завела в дебри. "Стеклянный экран" сделал из нас зомби. Мы считаем, что, если мы владеем компьютером, мы владеем миром, но на деле теряем самое главное – душевное равновесие. Крах, произошедший в нашем сознании, лишний раз подчёркивает нашу ограниченность в восприятии мира. Мы стали потребителями, а не создателями. Вместо трудного процесса познания нам предлагаются модели скачивания и многое другое в поиске лёгкого чтива. Но, поступая так, мы забываем про наше будущее. И возникают, как всегда, извечные российские вопросы: "Что делать?", "Как быть?" и "Кто виноват?".
А теперь вернёмся к происходящему. "Книжная индустрия", "книжное дело", "книжный бизнес", "книжная торговля", "книжная отрасль" – к большому сожалению, единого понятия нет. А следовательно, нет понимания – это культура или не культура. Закон о культуре Российской Федерации, который в настоящее время обсуждается, должен увязать в единое целое детские сады и библиотеки – университетские, поселковые, региональные, городские и т.д. – представить единый культурный срез общества в этапах его становления и взросления – с детского возраста до зрелого. И.А. Ильин писал в своих трудах о построении гуманитарного общества и его роли в создании будущего России и толерантности во взаимоотношениях. Гибель государств он связывал с распадом цельности личности, с утратой в душе внутреннего храма – того главного, глубинного, за что человек способен пойти даже на смерть.
Сегодня у нас вообще нет единой концепции развития книжной отрасли, но есть различные ассоциации, гильдии книжников, РКС и другие общественные организации, связанные с периодической печатью, которые вполне могли бы начать формировать данную концепцию. В этом плане франшиза могла бы стать первичным элементом, позволяющим открывать в губерниях книжные магазины или многофункциональные предприятия на примере открывшегося в Челябинске магазина "Библио-Глобус". Если в губерниях заинтересуются подобными проектами и будут опираться на российский и зарубежный опыт, то хотя бы таким образом можно попробовать удержать погибающие книготорговые предприятия. Разумеется, выделенные помещения в больших и малых торговых моллах вполне могли бы закрыть книжную нишу, а в малых городах и посёлках пойти таким путём: объединить библиотеки и книготорговые предприятия под одной крышей – купи или читай по абонементу. Это позволит и почтамтам вполне реально предлагать различные услуги по установке компьютеров или книжных терминалов для заказа книжной продукции.
В основном крупные издательства располагаются в больших городах – Москве, Санкт-Петербурге и др. Сущест­вуют проблемы доставки, отсутствует логистика в действиях, да и цены кусаются. Какой выход из этого тупика? Если центр не может отрегулировать капиталистические взаимоотношения, значит, на местах должны отрегулировать ценообразование. Конечно, упрощать всё это нельзя, и, думаю, в Год литературы что-то в книжном деле должно быть подкорректировано, необходимо стремиться к тому, чтобы книги в разнообразном ассортименте стояли на полках региональных магазинов России.
Общественные организации также могут внести свою лепту в происходящее. НП "Гильдия книжников", например, регулярно проводит форумы, деловые встречи по различным практическим вопросам книжной отрасли, в том числе и с зарубежными специалистами. Это позволяет отрасли работать с учётом международных стандартов, быстро и оперативно обмениваться информацией и перемещать книжную продукцию на базе отработанных алгоритмов, что, в свою очередь, даёт возможность получить книгу как виртуально, так и физически. К большому сожалению, нам не хватает законодательных изменений по авторскому праву, законов, которые могли бы регулировать устои книжной отрасли, но мы надеемся, что Год литературы, открытие сайта "Год литературы" и многое другое обеспечат доступ к книге: детская литература получит преференции и будет более доступна для маленьких читателей, а мы будем доводить до совершенства всё то, что ещё несовершенно, и выстраивать многофункциональные информационные культурные центры.

Борис ЕСЕНЬКИН,
президент ТД "Библио-Глобуса", доктор экономических наук, кандидат философских наук, заслуженный работник культуры