ЗНАМЕНИТЫЕ МОСКВИЧИ. ИВАН ЦВЕТКОВ И ЕГО ГАЛЕРЕЯ
Кто такой П.М. Третьяков, знают все: создатель знаменитой галереи национального искусства, которой гордится не только Москва, но и вся Россия. Не забыты имена и других московских меценатов былых времен, собирателей искусства — Остроухов, Морозовы, Щукин. А вот имени Цветкова сегодня не помнит никто, хотя во времена оные оно стояло в одном ряду с вышеупомянутыми. И была в Москве галерея — Цветковская.
Иван Евменьевич Цветков (1845–1917), сын бедного священника из крохотного села Симбирской губернии, был типичным российским самородком, упорством, способностями (особенно математическими), нахрапистостью сумевшим с самых низов социальной лестницы выбиться наверх и стать человеком уважаемым (занимал ряд крупных должностей в банках) и очень богатым. Он был очень экономен, а попросту говоря, скуп, как человек, долго живший впроголодь и привыкший считать каждую копейку. Но настало время, когда в жизнь этого рассудительного господина вошла страсть к искусству.
Сам Цветков точно помнил эту дату. В 1871 году, будучи студентом Московского университета, он однажды попал в Голицынский музей (частное собрание князей Голицыных) и впервые увидел большое собрание шедевров искусства. Позже он вспоминал: "Они были для меня откровением... дали мне новое неведомое наслаждение и новый интерес к жизни". Цветков стал посещать московские музеи, во время поездки в Европу в качестве репетитора сына князя Гагарина побывал в музеях Берлина, Вены, Берна. А в 1874 году познакомился с коллекцией П.М. Третьякова, впервые открытой для публики. "Здесь я буквально жил, изучал картины, отдыхал душой", — вспоминал позже Цветков. Он уже твердо решил посвятить себя коллекционированию искусства. И нашел, говоря современным языком, свою "нишу": стал собирать не столько полотна, сколько графику — рисунки, гравюры, даже черновые наброски русских художников. К тому времени он был уже хорошо знаком с П.В. Третьяковым и нередко прибегал к его компетентным советам. К 1898 году коллекция Цветкова уже не умещалась в маленьком домике в Кривоарбатском переулке, и он решил строить для нее новый дом.
Осенью 1898 года И.Е. Цветков приобрел за 14 тысяч рублей "пустопорожнее место" на Пречистенской набережной Москвы-реки, сам составил план будущего дома, с точным расположением комнат, а по поводу проекта обратился к В.М. Васнецову, не только знаменитому художнику, но и прекрасному архитектору, основателю особой линии в русской архитектуре стиля модерн — так называемого неорусского, использовавшего традиции древнерусского и народного зодчества (жемчужины его — фасад Третьяковской галереи, нынешний Дом-музей В.М. Васнецова, церковь в Абрамцеве). Васнецов подошел к делу очень ответственно и с любовью, столяры дважды делали маленькие макеты здания. В течение двух лет Васнецов следил за строительством, сам выполнил эскизы всех четырех фасадов, изразцов, раскраски. Дом был поставлен на 24 каменных столба, соединенных арками. В 1901 году Пречистенскую набережную Москвы-реки украсил сказочный красно-белый терем (ныне № 29). Вот как описала его писательница и публицистка Н.Нордман-Северова (жена И.Е. Репина):
"Подъезжаем к прелестнейшему особняку, выстроенному по рисунку Васнецова. Спокойные, гармоничные пропорции, славный древнерусский стиль, украшения и фризы майоликовые. Н.Е. Цветков выстроил этот дом исключительно для своей картинной галереи. И свет, и распределение комнат — все приспособлено для нее... Поднимаемся по широкой лестнице. Весь вестибюль в картинах русских мастеров. Зала вся увешана. Вдоль стен витрины с рисунками".
Все 12 комнат на втором этаже были оформлены в древнерусском духе, также по эскизам Васнецова: резные деревянные украшения, скамьи, лари. Люстры — копии новгородских паникадил эпохи Ивана Грозного. Прямо над лестницей гостей встречало большое полотно В.Перова "Ловля рыбы бреднем", за которым Цветков охотился 20 лет. Далее по залам размещались остальные сокровища — рисунки и акварели почти всех знаменитых художников: К.Брюллова, А.Лосенко, П.Федотова, В.Маковского, И.Левитана, И.Репина, В.Васнецова, В.Поленова... Будучи человеком, жаждущим известности, и мечтая достигнуть славы Третьякова, Иван Евменьевич все же понимал разницу масштабов и как-то признался газетчикам, постоянно вившимся вокруг него: "У Третьякова — это громадное, дивное исследование по истории искусства, а у меня только его конспект". Тем не менее в 1915 году, за два года до смерти коллекционера, этот "конспект" насчитывал 1819 единиц хранения: 450 картин, 1373 рисунка, 36 скульптур.
Жилище свое Иван Евменьевич очень любил. Особенно нравилось ему летом сидеть на балконе и любоваться прекрасным видом на Замоскворечье и Кремль. Гостям он непременно показывал видневшуюся вдали стеклянную крышу Третьяковской галереи. Кремль и Третьяковская галерея были для него двумя самыми священными местами Москвы.
В 1909 году И.Е. Цветков широковещательно объявил о намерении передать свою галерею городу (несомненно, памятуя о Третьякове). Но сделать этого так и не решился, и собрание его продолжало быть недоступным широкой публике до его смерти в феврале 1917 года. После Октябрьской революции оно было национализировано и открыто для посетителей. В 1926 году Цветковская галерея была расформирована, коллекция передана в Третьяковскую галерею. Особняк сначала передали одному ведомству, потом другому. Обстановка была расхищена. Сегодня о Н.Е. Цветкове и его галерее знают лишь специалисты.
Судьбе было угодно еще раз вспомнить о старом особняке. В марте 1942 года в Москву прибыли представители Национального комитета "Сражающаяся Франция" для приема авиаэскадрильи, той, что прославилась впоследствии в боях на советско-германском фронте и стала авиаполком "Нормандия–Неман". Главе военной миссии генералу Эрнесту Пети был выделен особняк Цветкова.
Военная миссия Франции находится здесь и сегодня. На стене старого особняка помещена беломраморная плита с фамилиями 42 французских летчиков, погибших в русских небесах в боях с фашизмом. Под ней расположена другая доска, из темно-серого гранита, на которой высечены слова: "Вы жили недолго, но ярко" — скупой воинский салют русских летчиков своим французским братьям по оружию.
Иван Евменьевич Цветков (1845–1917), сын бедного священника из крохотного села Симбирской губернии, был типичным российским самородком, упорством, способностями (особенно математическими), нахрапистостью сумевшим с самых низов социальной лестницы выбиться наверх и стать человеком уважаемым (занимал ряд крупных должностей в банках) и очень богатым. Он был очень экономен, а попросту говоря, скуп, как человек, долго живший впроголодь и привыкший считать каждую копейку. Но настало время, когда в жизнь этого рассудительного господина вошла страсть к искусству.
Сам Цветков точно помнил эту дату. В 1871 году, будучи студентом Московского университета, он однажды попал в Голицынский музей (частное собрание князей Голицыных) и впервые увидел большое собрание шедевров искусства. Позже он вспоминал: "Они были для меня откровением... дали мне новое неведомое наслаждение и новый интерес к жизни". Цветков стал посещать московские музеи, во время поездки в Европу в качестве репетитора сына князя Гагарина побывал в музеях Берлина, Вены, Берна. А в 1874 году познакомился с коллекцией П.М. Третьякова, впервые открытой для публики. "Здесь я буквально жил, изучал картины, отдыхал душой", — вспоминал позже Цветков. Он уже твердо решил посвятить себя коллекционированию искусства. И нашел, говоря современным языком, свою "нишу": стал собирать не столько полотна, сколько графику — рисунки, гравюры, даже черновые наброски русских художников. К тому времени он был уже хорошо знаком с П.В. Третьяковым и нередко прибегал к его компетентным советам. К 1898 году коллекция Цветкова уже не умещалась в маленьком домике в Кривоарбатском переулке, и он решил строить для нее новый дом.
Осенью 1898 года И.Е. Цветков приобрел за 14 тысяч рублей "пустопорожнее место" на Пречистенской набережной Москвы-реки, сам составил план будущего дома, с точным расположением комнат, а по поводу проекта обратился к В.М. Васнецову, не только знаменитому художнику, но и прекрасному архитектору, основателю особой линии в русской архитектуре стиля модерн — так называемого неорусского, использовавшего традиции древнерусского и народного зодчества (жемчужины его — фасад Третьяковской галереи, нынешний Дом-музей В.М. Васнецова, церковь в Абрамцеве). Васнецов подошел к делу очень ответственно и с любовью, столяры дважды делали маленькие макеты здания. В течение двух лет Васнецов следил за строительством, сам выполнил эскизы всех четырех фасадов, изразцов, раскраски. Дом был поставлен на 24 каменных столба, соединенных арками. В 1901 году Пречистенскую набережную Москвы-реки украсил сказочный красно-белый терем (ныне № 29). Вот как описала его писательница и публицистка Н.Нордман-Северова (жена И.Е. Репина):
"Подъезжаем к прелестнейшему особняку, выстроенному по рисунку Васнецова. Спокойные, гармоничные пропорции, славный древнерусский стиль, украшения и фризы майоликовые. Н.Е. Цветков выстроил этот дом исключительно для своей картинной галереи. И свет, и распределение комнат — все приспособлено для нее... Поднимаемся по широкой лестнице. Весь вестибюль в картинах русских мастеров. Зала вся увешана. Вдоль стен витрины с рисунками".
Все 12 комнат на втором этаже были оформлены в древнерусском духе, также по эскизам Васнецова: резные деревянные украшения, скамьи, лари. Люстры — копии новгородских паникадил эпохи Ивана Грозного. Прямо над лестницей гостей встречало большое полотно В.Перова "Ловля рыбы бреднем", за которым Цветков охотился 20 лет. Далее по залам размещались остальные сокровища — рисунки и акварели почти всех знаменитых художников: К.Брюллова, А.Лосенко, П.Федотова, В.Маковского, И.Левитана, И.Репина, В.Васнецова, В.Поленова... Будучи человеком, жаждущим известности, и мечтая достигнуть славы Третьякова, Иван Евменьевич все же понимал разницу масштабов и как-то признался газетчикам, постоянно вившимся вокруг него: "У Третьякова — это громадное, дивное исследование по истории искусства, а у меня только его конспект". Тем не менее в 1915 году, за два года до смерти коллекционера, этот "конспект" насчитывал 1819 единиц хранения: 450 картин, 1373 рисунка, 36 скульптур.
Жилище свое Иван Евменьевич очень любил. Особенно нравилось ему летом сидеть на балконе и любоваться прекрасным видом на Замоскворечье и Кремль. Гостям он непременно показывал видневшуюся вдали стеклянную крышу Третьяковской галереи. Кремль и Третьяковская галерея были для него двумя самыми священными местами Москвы.
В 1909 году И.Е. Цветков широковещательно объявил о намерении передать свою галерею городу (несомненно, памятуя о Третьякове). Но сделать этого так и не решился, и собрание его продолжало быть недоступным широкой публике до его смерти в феврале 1917 года. После Октябрьской революции оно было национализировано и открыто для посетителей. В 1926 году Цветковская галерея была расформирована, коллекция передана в Третьяковскую галерею. Особняк сначала передали одному ведомству, потом другому. Обстановка была расхищена. Сегодня о Н.Е. Цветкове и его галерее знают лишь специалисты.
Судьбе было угодно еще раз вспомнить о старом особняке. В марте 1942 года в Москву прибыли представители Национального комитета "Сражающаяся Франция" для приема авиаэскадрильи, той, что прославилась впоследствии в боях на советско-германском фронте и стала авиаполком "Нормандия–Неман". Главе военной миссии генералу Эрнесту Пети был выделен особняк Цветкова.
Военная миссия Франции находится здесь и сегодня. На стене старого особняка помещена беломраморная плита с фамилиями 42 французских летчиков, погибших в русских небесах в боях с фашизмом. Под ней расположена другая доска, из темно-серого гранита, на которой высечены слова: "Вы жили недолго, но ярко" — скупой воинский салют русских летчиков своим французским братьям по оружию.