Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Об особом статусе МИД РОССИИ


Неоднократные предложения и призывы "Нашей Смоленки" своим читателям собрать обстоятельные аргументы в пользу существенного выделения особенностей деятельности Министерства иностранных дел на фоне других гражданских ведомств Российской Федерации (см. ее номера за июль-август 2013 г. и май 2014 г.) обрели очевидное практическое значение в свете выступления В. В. Путина на совещании послов и постпредов РФ 1 июля с. г. Президент заявил тогда: "МИД ставит вопрос о правовом закреплении статуса дипломатической службы в качестве особого вида гражданской службы Российской Федерации. Мы рассмотрим и эти предложения".
"Наша Смоленка" сразу после этого еще раз выступила с таким же призывом к сотрудникам и ветеранам дипслужбы, к их аналитическому и творческому потенциалу — накопить убедительную аргументацию к постановке и идейному продвижению данного вопроса, весьма важного и для социального положения дипслужбы в государстве и обществе. В статье "От первого шага ко второму" (номер за июль-август 2014 г.) высказан и ряд конкретных доводов в обоснование особого статуса МИД, в том числе из истории России на примере дюжины лиц, имевших в XVIII–XIX веках наивысший гражданский чин — чин канцлера. Все они занимались именно внешней политикой нашей страны.
Хотелось бы добавить некоторые соображения и привести другие конкретные примеры уже из XX века. Среди особенностей МИД СССР/России было и остается то, что оно, как и все силовые ведомства, работает в прямом контакте с главой государства, который руководит внешней политикой страны. Иными словами, входит в президентский блок, где почти нет других гражданских ведомств. Это более или менее свойственно и МИДам зарубежных государств.
Практически все министерства иностранных дел несут ответственность за безопасность своей страны. Однако эта ответственность МИД России ныне несоизмеримо выше, чем у аналогов подавляющего большинства иных государств. Задача обеспечения безопасности государства намного осложнилась по сравнению с прежними временами. С одной стороны, колоссально возросли военные риски в ядерный век, в эпоху оружия массового поражения — вплоть до уничтожения целых стран и народов и даже до угрозы самоистребления человечества. А, с другой стороны, процесс глобализации и современные технические возможности в целом объективно сближают народы и требуют не автаркии, а расширения и углубления общения и сотрудничества разных государств и народов, несмотря на довольно сложную конкурентную среду. Давно не секрет и алчные аппетиты некоторых заправил на Западе в отношении недр и богатств России, которые демагогически провозглашаются ими чуть ли ни принадлежащими всему человечеству (хотя пекутся вовсе не о странах, отставших в своем развитии).
Все это несоизмеримо повысило роль и ответственность современной дипломатии перед своей страной и даже всем человечеством, а Россия и ее дипслужба заняли на международной арене совершенно особое положение с учетом их активной, авангардной роли в переустройстве и оздоровлении мирового развития, в закреплении норм международного права, в переходе к многополярному миру. Так что роль дипслужбы России в вопросах обеспечения безопасности намного значительнее не только чем у других гражданских ведомств нашей страны, но и чем у МИДов других стран. Практически она объективно играет уникальную роль в современном мире.
А в истории нашей страны в ХХ веке немало примеров, когда внешнеполитическое ведомство принимало самое активное участие в подготовке и решении жизненно важных вопросов безопасности государства.
3 марта 1918 г. делегация НКИД, действуя непосредственно под руководством главы государства, заключила Брестский мир с Германией, что остановило продвижение немецких войск в глубь России в условиях демобилизации нашей армии.
После Первой мировой войны, воспользовавшись недовольством Германии отношением к ней стран-победительниц, делегация НКИД во главе с Г. В. Чичериным подписала 16 апреля 1922 г. в Рапалло договор, в соответствии с которым Советская Россия и Германия установили дипломатические и экономические отношения. Так была пробита брешь в блокаде России западными державами.
23 августа 1939 г. глава правительства и внешнеполитического ведомства СССР В. М. Молотов подписал договор о ненападении с Германией, давший определенный выигрыш во времени для подготовки к обороне страны.
В годы войны наши послы в Японии и Турции в ответ на запросы Центра заверили, что каждая из этих стран не вступит в войну на стороне Германии. Это дало руководству государства чрезвычайно ценную возможность перебросить войска с Дальнего Востока и Южного Кавказа на западный фронт и отбросить захватчиков от Москвы.
И в наше время МИД России активно участвует в сдерживании агрессивной политики США во многих районах мира (Сирия, Украина и ряд других стран), противодействует систематическим проискам и давлению Запада против нашей страны, то скрытным, то до цинизма откровенным, как санкции или, например, чумная опека над геями.
Так что совершенно особая роль и особый статус дипслужбы России не видны только группе бюрократов в некоторых российских ведомствах. Необходимо и уже пора систематизировать многие соображения на этот счет, чтобы представить предложения на рассмотрение руководства государства.

И. Ф. Гармонов,
председатель бюро ветеранской организации ДВП