Вологда на карте генеральной
Лета ЮГАЙ
ТУЧКИ СЕГОДНЯ ЛЬВЫ
* * *
* * *
Кораблик с железными парусами плывет по глади травы.
Кораблик с пластмассовыми парусами плывет по глади ковра.
А я стою с голубыми глазами, совсем не умею врать.
А я смотрю в голубое небо: тучки сегодня львы.
У них барашковые прически, диванный изгиб спины,
но, если желаете, в них заряд, убивший шесть человек,
если желаете вы, а им не открыть заснеженных век.
Ведь львы все добрее, львы все тише. Кому такие нужны?
И я добрею в потоке речи, смотрю из окна на двор.
И каждое слово вбивает глубже якорь молчанья в паркет.
А что за своих не вступаюсь — просто не слышу ваш разговор,
ведь очень громко над головою хлопают паруса.
Кораблик с пластмассовыми парусами плывет по глади ковра.
А я стою с голубыми глазами, совсем не умею врать.
А я смотрю в голубое небо: тучки сегодня львы.
У них барашковые прически, диванный изгиб спины,
но, если желаете, в них заряд, убивший шесть человек,
если желаете вы, а им не открыть заснеженных век.
Ведь львы все добрее, львы все тише. Кому такие нужны?
И я добрею в потоке речи, смотрю из окна на двор.
И каждое слово вбивает глубже якорь молчанья в паркет.
А что за своих не вступаюсь — просто не слышу ваш разговор,
ведь очень громко над головою хлопают паруса.
* * *
Не читаю сто книг ни о Риме, ни о Китае,
и, собственно, все равно: чаю, кофию, Мандельштама.
А зеленая кровь лопочет в лиственной стае,
и уходит день, и троллейбус уходит прямо.
Как мы дни составляли из стеклышек: синий — к сини,
чайный — к розе, хрустальный — к радужке. Строго в теме.
И читали сто книг, собирая в них буквы имени,
замедляли шаг, пили чай, торопили время.
Все, как грайки в гнездо, тянули в огонь узора.
Уберечь не смогла — зола, свято место пусто.
А на розовом небе опять проступают горы,
и как будто птицы щебечут тысячеусто.
и, собственно, все равно: чаю, кофию, Мандельштама.
А зеленая кровь лопочет в лиственной стае,
и уходит день, и троллейбус уходит прямо.
Как мы дни составляли из стеклышек: синий — к сини,
чайный — к розе, хрустальный — к радужке. Строго в теме.
И читали сто книг, собирая в них буквы имени,
замедляли шаг, пили чай, торопили время.
Все, как грайки в гнездо, тянули в огонь узора.
Уберечь не смогла — зола, свято место пусто.
А на розовом небе опять проступают горы,
и как будто птицы щебечут тысячеусто.
Колыбельная для Саши
…И лишь того не избежать мне:
Всю жизнь крапивные объятья
Плету, плету, не отрываясь,
Но доплести не успеваю…
Александра Мочалова
Всю жизнь крапивные объятья
Плету, плету, не отрываясь,
Но доплести не успеваю…
Александра Мочалова
Молчи до окончанья работы,
Строчи вязанье, ну что ты, что ты,
В печи выгорают замки и гроты,
К любым воротам ключи.
Твой сон всей жизни взят за основу,
Но все растреплет грубое слово,
Одна ты знаешь, какой обновой
Твой лебедь будет спасен.
А нить бежит, бежит непрерывно,
Бранить все будут за дом крапивный,
За сныть, за вереск: себя, мол, дивной
Дивой негоже мнить.
И все же не отступай от работы,
Не ложь молчанье, ну что ты, что ты,
Но кто ж тебя окружит заботой,
Когда ты всех нас спасешь?
* * *
«Кто заслышит их <душ некрещеных> грустный, умоляющий голос,
тот должен сказать: «крещаю тебя, Иван да Марья, во имя Отца и Сына и
Святого духа» После этих слов они возносятся на небо, как бы восприняв крещение»
(А. Н. Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу»)
«…некрещеные дети жаждут креста и имени»
(Д. К. Зеленин «Очерки русской мифологии: умершие неестественной смертью»)
тот должен сказать: «крещаю тебя, Иван да Марья, во имя Отца и Сына и
Святого духа» После этих слов они возносятся на небо, как бы восприняв крещение»
(А. Н. Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу»)
«…некрещеные дети жаждут креста и имени»
(Д. К. Зеленин «Очерки русской мифологии: умершие неестественной смертью»)
Шары качаются без всякой опоры
На ненадежном железном тросе,
А поезд скорый сменяется скоро
Следующим и людей уносит.
И каждый скорый перед собою
Движет в туннеле массы воздушны,
И оттого шары в разнобое,
Шары-плафоны, ветрам послушны.
А он все вьется над левым веком
И говорит: «Назови по имени.
Если бы я стал человеком,
Мы были бы одного роду-племени,
Если бы я стал человеком,
А не крутился в воздушном пламени,
Если бы я стал человеком,
Вырос бы в полный рост из семени.
Или, — говорит, — приведи сюда мою маму,
Прекрасную маму,
Как мы ходили с ней по улице, где дома,
Похожи на книги с мертвыми текстами, где дома
Похожи на фантик от Нового года, пустой и броский,
А потом спускались в метро на эту станцию, на эту полоску
Гранита. Боялись головокружения, качающихся плафонов
И последней скорой, последней больницы…
Ты ведь тоже живешь свою жизнь за двух нерожденных.
У нее тоже кто-нибудь должен родиться».
Я называю имя. Призрак вздрагивает: «Сказала
Вслух», — поезд трогается и увлекает его за собой
В сторону Охотного ряда. А я стою в центре зала
И наблюдаю шары, качающиеся вразнобой.
И наблюдаю людей, шагающих в унисон
К выходу. И людей, как я, ждущих кого-то рядом.
И каждый живет за кого-то, кто не был зачат или не был спасен
Врачами. Господи, дай рожденья нашим будущим чадам!
На ненадежном железном тросе,
А поезд скорый сменяется скоро
Следующим и людей уносит.
И каждый скорый перед собою
Движет в туннеле массы воздушны,
И оттого шары в разнобое,
Шары-плафоны, ветрам послушны.
А он все вьется над левым веком
И говорит: «Назови по имени.
Если бы я стал человеком,
Мы были бы одного роду-племени,
Если бы я стал человеком,
А не крутился в воздушном пламени,
Если бы я стал человеком,
Вырос бы в полный рост из семени.
Или, — говорит, — приведи сюда мою маму,
Прекрасную маму,
Как мы ходили с ней по улице, где дома,
Похожи на книги с мертвыми текстами, где дома
Похожи на фантик от Нового года, пустой и броский,
А потом спускались в метро на эту станцию, на эту полоску
Гранита. Боялись головокружения, качающихся плафонов
И последней скорой, последней больницы…
Ты ведь тоже живешь свою жизнь за двух нерожденных.
У нее тоже кто-нибудь должен родиться».
Я называю имя. Призрак вздрагивает: «Сказала
Вслух», — поезд трогается и увлекает его за собой
В сторону Охотного ряда. А я стою в центре зала
И наблюдаю шары, качающиеся вразнобой.
И наблюдаю людей, шагающих в унисон
К выходу. И людей, как я, ждущих кого-то рядом.
И каждый живет за кого-то, кто не был зачат или не был спасен
Врачами. Господи, дай рожденья нашим будущим чадам!
* * *
Вот и застыло бесповоротно время.
Ступеньки как строчки в строфе,
но можно еще оглядеть сквозь ворота
двор, где деревья пылят.
Мне за билетом успеть до вокзала,
после в общагу, а прежде в кофейню.
Осип из окон читального зала
смотрит на тополя.
Ступеньки как строчки в строфе,
но можно еще оглядеть сквозь ворота
двор, где деревья пылят.
Мне за билетом успеть до вокзала,
после в общагу, а прежде в кофейню.
Осип из окон читального зала
смотрит на тополя.
Лета Югай — поэтесса. Родилась в 1984 году в Вологде. Окончила Литинститут им. А. М. Горького (семинар А. В. Василевского) и филфак Вологодского педуниверситета. Аспирантка МПГУ. Стипендиат Российского Фонда Культуры. Автор проекта «Пачка стихов». Публиковалась в вологодской периодике, газетах «Новый Петербург», «Трибуна», «Литературной газете»; в журнале «Санкт-Петербургский университет» и др.