Евгений ЕВТУШЕНКО
Москва
* * *
Вспоминая счастья и расплаты все
после стольких пережитых лет,
что же предстоит ещё —
расплакаться
или улыбнуться напослед?
Разве было кем-нибудь доказано:
жизнь — она страшна иль хороша?
И была ли до конца досказана
хоть одна ушедшая душа?
после стольких пережитых лет,
что же предстоит ещё —
расплакаться
или улыбнуться напослед?
Разве было кем-нибудь доказано:
жизнь — она страшна иль хороша?
И была ли до конца досказана
хоть одна ушедшая душа?
ВСЕ БЫЛО ПО ПРИКАЗУ
Алексею Пивоварову —
замечательному кинодокументалисту,
с болью рассказавшему в своих фильмах
о Великой Отечественной,
о тех окружённых солдатах и офицерах,
кого иногда называли "предателями"
и, когда они были вынуждены отступать
без боеприпасов, а иногда и без оружия,
их беспощадно расстреливали заградотряды.
замечательному кинодокументалисту,
с болью рассказавшему в своих фильмах
о Великой Отечественной,
о тех окружённых солдатах и офицерах,
кого иногда называли "предателями"
и, когда они были вынуждены отступать
без боеприпасов, а иногда и без оружия,
их беспощадно расстреливали заградотряды.
Предатель, не предавший никого,
он знал — солдатам было каково.
Всё было по приказу. Пуля в лоб,
когда он отступал и пал в сугроб,
и сам свои кишки в сугробе сгрёб,
и всё-таки пошёл вперёд, качаясь,
от собственного выхрипа отчаясь:
"Я не преда...", — и с кровью —
"Я не пре...", —
чуть хрупнуло под Ржевом в декабре
и очередью горло перере...
Не надо слов о зле или добре.
И вообще не надо больше слов.
И упаси Господь от этих снов.
он знал — солдатам было каково.
Всё было по приказу. Пуля в лоб,
когда он отступал и пал в сугроб,
и сам свои кишки в сугробе сгрёб,
и всё-таки пошёл вперёд, качаясь,
от собственного выхрипа отчаясь:
"Я не преда...", — и с кровью —
"Я не пре...", —
чуть хрупнуло под Ржевом в декабре
и очередью горло перере...
Не надо слов о зле или добре.
И вообще не надо больше слов.
И упаси Господь от этих снов.
ЦИРК НА КЛАДБИЩЕ
Там, где Чёрная Речка
впадает в лагерь "Вторая речка",
тело Осипа Мандельштама
не скажет уже ни словечка.
Он теперь не попробует снова
душистого "Асти
Спуманте",
говоривший про жизнь и про смерть
с Хо Ши Мином,
Сталиным,
Данте.
А воронежский цирк,
словно кремовый торт,
будто он из кондитерской Сталина спёрт,
был решеньем обкомовским нелюдским
здесь воздвигнут над кладбищем городским,
И, смахнув и кресты, и надгробья
при помощи разных махин,
парк разбили
поверх оскорблённых могил.
Говорят, что под клумбой могила одна,
до сих пор безымянных убитых полна—
им в затылках оставили пули
только дырочки-крохотули.
Под цветами здесь яма.
В ней — душа Мандельштама,
и цветами восходит она.
А ночами бессонница мучает цирк,
и взвивается визг обезьян,
лошадиный разносится фырк,
и затравленно мечется какаду,
как в аду,
и рычат,
трюковать не желая на кладбище,
львы,
слыша стоны покойников из-под травы.
Неужели,
забыв свою гордость и честь,
цирк на кладбище — это Россия и есть?
впадает в лагерь "Вторая речка",
тело Осипа Мандельштама
не скажет уже ни словечка.
Он теперь не попробует снова
душистого "Асти
Спуманте",
говоривший про жизнь и про смерть
с Хо Ши Мином,
Сталиным,
Данте.
А воронежский цирк,
словно кремовый торт,
будто он из кондитерской Сталина спёрт,
был решеньем обкомовским нелюдским
здесь воздвигнут над кладбищем городским,
И, смахнув и кресты, и надгробья
при помощи разных махин,
парк разбили
поверх оскорблённых могил.
Говорят, что под клумбой могила одна,
до сих пор безымянных убитых полна—
им в затылках оставили пули
только дырочки-крохотули.
Под цветами здесь яма.
В ней — душа Мандельштама,
и цветами восходит она.
А ночами бессонница мучает цирк,
и взвивается визг обезьян,
лошадиный разносится фырк,
и затравленно мечется какаду,
как в аду,
и рычат,
трюковать не желая на кладбище,
львы,
слыша стоны покойников из-под травы.
Неужели,
забыв свою гордость и честь,
цирк на кладбище — это Россия и есть?
ВОЗДУХ СВАДЬБЫ
Ах, Англия, приёмная мать герценовская,
гляди, как осенённая крестом,
сияет пара кембриджская герцогская,
возможно, королевская потом.
В аббатстве так надушенном
Вестминстерском
и лорды даже чуть навеселе,
и головы всем кружит весть всемирная
о самой главной свадьбе на земле.
Завидуем — как англосаксы сдержаны!
Где грубости? Где крик "лей—не жалей!"?
Во сне выходят на Руси все девушки
за будущих английских королей.
И где-то — в Оклахоме ли, Дижоне ли —
утешат разве девичьи сердца
десятки тысяч копий, так дешевеньких,
для них недостижимого кольца?
И вовсе не считается провинностью,
что, словно символ редкостных минут,
торговцы где-то в аглицкой провинции
в бутылках воздух свадьбы продают.
Я вспоминаю свадьбы сорок первого,
как я плясал для плачущих невест,
а смерть уже глядела, как соперница,
на их забритых женихов отъезд.
Хочу вкатиться в моё детство кубарем,
чтоб в нём воскресла вся моя родня,
и мы бутылку горькую откупорим
с тем воздухом, что вырастил меня.
гляди, как осенённая крестом,
сияет пара кембриджская герцогская,
возможно, королевская потом.
В аббатстве так надушенном
Вестминстерском
и лорды даже чуть навеселе,
и головы всем кружит весть всемирная
о самой главной свадьбе на земле.
Завидуем — как англосаксы сдержаны!
Где грубости? Где крик "лей—не жалей!"?
Во сне выходят на Руси все девушки
за будущих английских королей.
И где-то — в Оклахоме ли, Дижоне ли —
утешат разве девичьи сердца
десятки тысяч копий, так дешевеньких,
для них недостижимого кольца?
И вовсе не считается провинностью,
что, словно символ редкостных минут,
торговцы где-то в аглицкой провинции
в бутылках воздух свадьбы продают.
Я вспоминаю свадьбы сорок первого,
как я плясал для плачущих невест,
а смерть уже глядела, как соперница,
на их забритых женихов отъезд.
Хочу вкатиться в моё детство кубарем,
чтоб в нём воскресла вся моя родня,
и мы бутылку горькую откупорим
с тем воздухом, что вырастил меня.
ГОЛОС ОТЦОВСКИЙ
Голос отцовский,
читающий на ночь Гомера по-гречески,
и колокольцы в Рязани, —
как это всё так по-русски
и по-человечески,
будто из сказки
грибы с глазами.
Это не страшно,
когда мы лишь нежные грешники,
а вот когда подлецы,
то подыщут для нас наказанье
Кто?
Да и голос отцовский,
читающий на ночь Гомера по-гречески
и колокольцы Рязани.
Детушек ваших кормите
и кашею гречневой,
и воспитуйте стихами,
спасительными, как образами,
голос отцовский,
читающий на ночь Гомера по-
гречески,
и колокольцы Рязани.
Наша Россия опомнится
и потихоньку подлечится,
будет достойна свободы
и новых сказаний,
лишь продержись, русский голос,
читающий детям Гомера по-гречески,
и продержитесь и вы,
колокольцы Рязани!
читающий на ночь Гомера по-гречески,
и колокольцы в Рязани, —
как это всё так по-русски
и по-человечески,
будто из сказки
грибы с глазами.
Это не страшно,
когда мы лишь нежные грешники,
а вот когда подлецы,
то подыщут для нас наказанье
Кто?
Да и голос отцовский,
читающий на ночь Гомера по-гречески
и колокольцы Рязани.
Детушек ваших кормите
и кашею гречневой,
и воспитуйте стихами,
спасительными, как образами,
голос отцовский,
читающий на ночь Гомера по-
гречески,
и колокольцы Рязани.
Наша Россия опомнится
и потихоньку подлечится,
будет достойна свободы
и новых сказаний,
лишь продержись, русский голос,
читающий детям Гомера по-гречески,
и продержитесь и вы,
колокольцы Рязани!
НЕДОПРОЧТЕННОСТЬ
От страха мыслить, просто лени,
Недопрочтя веков дневник,
мы совершаем преступленье
недопрочтённостию книг.
Недопрочтённость чьих-то судеб
в не трогающем нас былом
нас беспощадно после судит,
и наказанье — поделом.
Полупропущенные главы,
где чьи-то слёзы, чья-то кровь,
отмстят бесславьем вместо славы
и кровь и слёзы будут вновь.
Что, впрочем, блеск сокровищ книжных,
когда сотрут лицо с лица
недопрочтённость самых ближних,
с недопрочтённостью Творца.
К себе самим жестокосерды,
в душе всё лучшее губя,
мы — легкомысленные жертвы,
недопрочтённости себя.
Недопрочтя веков дневник,
мы совершаем преступленье
недопрочтённостию книг.
Недопрочтённость чьих-то судеб
в не трогающем нас былом
нас беспощадно после судит,
и наказанье — поделом.
Полупропущенные главы,
где чьи-то слёзы, чья-то кровь,
отмстят бесславьем вместо славы
и кровь и слёзы будут вновь.
Что, впрочем, блеск сокровищ книжных,
когда сотрут лицо с лица
недопрочтённость самых ближних,
с недопрочтённостью Творца.
К себе самим жестокосерды,
в душе всё лучшее губя,
мы — легкомысленные жертвы,
недопрочтённости себя.
ТОСКАНСКИЕ ХОЛМЫ
Меня, конечно, радостью покачивало,
когда в какой-то очень давний год,
я получал в Тоскане
премию Бокаччио,
но ощутил —
вина меня гнетёт.
Не проступили на руках ожоги,
но понимал я, что беру чужое,
Я сбился вдруг.
Меня все подождали,
и я заговорил о Мандельштаме.
Ведь нечто видел он поверх голов,
нас, ещё агнцев,
на плечах таская,
"от молодых воронежских холмов
к всечеловеческим,
яснеющим в Тоскане".
И на такой ли все мы высоте,
проигрывая с бескультурьем войны,
и получаем премии все те,
которых лишь погибшие достойны?
когда в какой-то очень давний год,
я получал в Тоскане
премию Бокаччио,
но ощутил —
вина меня гнетёт.
Не проступили на руках ожоги,
но понимал я, что беру чужое,
Я сбился вдруг.
Меня все подождали,
и я заговорил о Мандельштаме.
Ведь нечто видел он поверх голов,
нас, ещё агнцев,
на плечах таская,
"от молодых воронежских холмов
к всечеловеческим,
яснеющим в Тоскане".
И на такой ли все мы высоте,
проигрывая с бескультурьем войны,
и получаем премии все те,
которых лишь погибшие достойны?
* * *
Простить ли неразумную толпу,
когда она, в раздумье не помедлив,
к позорному лишь для себя столбу
учёных волокла или поэтов?
Что толку после в покаяньях лбом
в пол биться?
Запоздалая сумятица.
Позорный столб становится столбом
истории...
Когда она спохватится.
когда она, в раздумье не помедлив,
к позорному лишь для себя столбу
учёных волокла или поэтов?
Что толку после в покаяньях лбом
в пол биться?
Запоздалая сумятица.
Позорный столб становится столбом
истории...
Когда она спохватится.