Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ЛЕОНИД ГОЛЬДИН



ДОСТОИНСТВА ВЫБОРА


Недавний опрос, проведенный Антидиффамационной Лигой в 102 странах, показал, что негативное отношение к евреям и Израилю растет повсеместно. Нет ни одной страны, где в последние годы положение не стало бы хуже.

Драматические перемены происходят в Европе, где 66% евреев считают, что антисемитизм оказывает постоянное влияние на их жизнь. 77% не пытаются обжаловать антисемитские акции, которые их лично затронули, обращение к властям бесполезно. 75% отмечают, что интернет, "сошиал медиа" стали орудием антисемитов. Антисемитизм стал глобальным явлением.
Не так давно в Париже толпа мусульман атаковала синагогу во время субботней службы. У полиции не хватило сил сдержать погромщиков, спасли волонтеры Еврейской Лиги самозащиты. Hеонацисты в Германии требуют освободить страну от еврейского влияния и пересмотреть послевоенные законы против антисемитизма. Недавно во время двухтысячной пропалестинской демонстрации во Франкфурте полиция предоставила участникам автомобиль с мегафоном, чтобы озвучить лозунги: "Израиль - детоубийца", "Аллах велик". Городская синагога была исписана оскорблениями и угрозами. В Брюсселе алжирский террорист стрелял в посетителей еврейского музея, и бельгийский доктор отказал в помощи девяностолетней еврейской женщине, посоветовав ей лечиться в Газе. Ирландский парламент обсуждал высылку из страны израильских дипломатов. В Амстердаме палестинские флаги и лозунги видны повсеместно. Но когда Лия Рабинович и Серафима Верховстадт вывесили на балконах своих квартир израильские флаги, в окна полетели камни и "коктейли Молотова", женщины подверглись оскорблениям и нападениям, в письмах им угрожали: "Гитлер вернется", "Смерть евреям". В Греции, где евреев совсем немного, хотя отношения с соседями-мусульманами напряжены в течение столетий, 69% респондентов высказали негативное отношение к евреям.
Европейские правительства понимают, что антисемитские, антиизраильские настроения и акции лишь часть глобальной проблемы, но мало что могут сделать. Сегодня на Ближнем Востоке, по словам бывшего начальника отдела контртерроризма М-16 Англии Р.Барретта, в составе джихадистов и Армии Исламского халифата (ISIS) сражаются тысячи мусульман с европейскими паспортами. Только в Сирии 12 тысяч иностранных бойцов, больше, чем было в Афганистане во время советской оккупации. Премьер Дэвид Кэмерон сказал : "Это самая серьезная угроза британской безопасности... Эти люди могут вернуться в Англию и использовать свой опыт в нашей стране". Глава правительственной службы антитерроризма К.Дикк: "Вернутся люди с военной подготовкой и оружием, и они попытаются совершать акты насилия и втянуть других в насилие."
Газеты и журналы полны устрашающих статей: "Готовься к возврату Армии Ислама в Англию", "Угроза, которую нельзя игнорировать", "Британские джихадисты самые кровожадные", "Запад заплатит за потерю волю к борьбе". Но эти же авторы и издания отказываются видеть в борьбе Израиля за существование, в росте антисемитизма, свои собственные недалекие перспективы.
Либералы-миротворцы, которые надеются, что компромиссы, просвещение и дипломатия смягчат ситуацию, могут оценить результаты своих многолетних усилий: на Ближнем Востоке и в Северной Африке три четверти населения видят в евреях корень зла во всем мире. Мусульманский мир расколот и погружен в гражданские войны, но единственное, что этот мир объединяет, - враждебность к евреям.
В Турции, которую ранее приводили в пример прогресса и толерантности, лидер страны Эрдоган заявляет, что Израиль "умышленно убивает палестинских матерей, чтобы они не могли рожать детей, ипреследует те же расовые цели, что и Гитлер”. “Они (израильтяне) утонут в пролитой ими крови", обещает глава государства - члена Европейского Союза и НАТО.
В Марокко, где евреи чувствовали себя в безопасности под защитой короля даже в годы Второй мировой войны, из 300 000 евреев осталось менее 7 000. Атаки на евреев и их собственность - часть повседневной жизни. Последний эпизод - раввин знаменитой синагоги в Касабланке публично избит у выхода из здания.
Конечно же, настроения в странах ислама связаны с израильско-палестинским конфликтом. Исследование АДЛ проведено до последних катастрофических событий, сегодня отношение стало еще более враждебным. Но как объяснить, что в демократической, экономически развитой, просвещенной, связанной общими интересами с США Южной Корее антисемитизм охватил 53% населения?! Сюрреализм ситуации подчеркивает факт, что никто в мире столь часто не посещает музеи и мемориалы Холокоста , как южнокорейцы.
Многомиллионные тиражи "Дневника Анны Франк", массовый успех "Списка Шиндлера", уроки Холокоста в школах, академические исследования природы и последствий антисемитизма мало помогли перестройке сознания и отношения. Моя студентка-отличница, которой пришлось прочитать "Анну Франк" по учебной программе, поделилась впечатлением: "Никогда не читала такой скучной книги". Моя "герлфренд", врач из Минска, убеждена, что евреи зациклились на антисемитизме, и когда я предложил ей почитать Василия Гроссмана о врачах-отравителях, отказалась: “Ну сколько же можно, надоело”...
В обыденном разговоре можно услышать: "Индустрия Холокоста", "Евреи надоели со своими жалобами", и даже "Если их так ненавидят, значит, есть основания". Можно ли вести дискуссию при таких аргументах?
На фоне беспрецедентного усиления антисемитизма во всем мире США остаются самой толерантной и дружественной Израилю страной. Согласно опросам, всего лишь 9% американцев испытывают негативные чувства к евреям. Евреев в этой стране защищает закон, и их голоса слышны. Прояснению сознания помогает и то, что нынешнее поколение американцев во многом видит в отношении к евреям свою судьбу. Согласно последним международным опросам Гэллопа, США на первом месте как главная угроза миру, опережая Иран, Северную Корею, Пакистан, Израиль. "Почему они нас ненавидят?" - этот вечный еврейский вопрос стал экзистенциальным и для американского самосознания.
Можно особо отметить симпатии и поддержку Израиля со стороны американских христианских организаций. Но будучи развитой либеральной демократией с реальной свободой слова, США должны мириться с тем, что эта свобода порой обретает уродливые формы. Правовое государство не может контролировать обыденное сознание. Расхожая формула “Я не антисемит, у меня есть друзья-евреи” может и в Америке соседствовать с убежденностью, что у евреев слишком много денег и власти, что они контролируют прессу и культуру, что их лидеры и лобби служат интересам Израиля, а не своей страны.
Однако последнее десятилетие породило новую, ранее незнакомую американским евреям угрозу - распространение и усиление влияния мусульманских организаций, многие из них плодят атмосферу ненависти и провокаций. "Исламское общество Северной Америки" рассматривается Минюстом США в качестве ветви “Исламского братства”, причастного к множеству террористических акций и ставящего целью уничтожение Израиля. Эта организация финансировала ХАМАС и джихадистов. Тем не менее, в прошлом году президент Обама прислал видеообращение к конференции “Исламского общества”, а в этом году бывший президент Картер дал согласие на личное участие. Численность мусульман в США быстро растет и уже опередила число евреев. Быть в меньшинстве евреям привычно, но, главное, исламисты сегодня полны яростной пассионарности, одержимы сверхидеями, готовы ради них на жертвы и страдания; таких страстей и энергии у американских евреев нет.
В отличие от евреев, мусульмане мало ассимилируются, имеют многодетные крепкие традиционные несмешанные семьи, сплоченно участвуют в политической и религиозной жизни и настроены бескомпромиссно по отношению к оппонентам. После трагедии 11 сентября они поутихли на время, но сейчас уже не испытывают опасений. Многие бизнесы и организации участвуют в бойкоте Израиля. Недалеко от моего дома в Бруклине расположился продуктовый кооператив "Парк-слоп".Коммерческим успехом он не знаменит, но получил свои пять минут славы, когда шумно заявил, что отказывается закупать израильскую продукцию.
В последнее время регулярны сообщения о "хэйт-крайм" против евреев. Из полицейской сводки только одного дня. На Стейтен Aйленде группы молодежи оскорбляли и бросали яйца и бутылки в членов местной синагоги. Пропалестинские активисты в Лос-Анджелесе, более трех тысяч человек, избили участников значительно меньшей числом произраильской демонстрации. В Борo-парке свастики и антисемитские граффити не сходят со стен йешив и синагог, полиция и суды постоянно разбираются с актами вандализма и насилия.
Не только рядовые граждане, но и элита может ощутить дух времени. Конгрессмен Стив Израэл (повезло человеку с фамилией!) отправился с делегацией законодателей в Израиль и получил на Твиттере лавину комментариев: "Грязный расист", "Детоубийца", "Нацист", "Сионистская свинья", "Проститутка", "Предатель", не все из этой почты можно упомянуть в журнале для семейного чтения.
Чтобы мало не показалось нападок со стороны, глава хасидов-сатмаров раввин Аарон Тетелбаум постоянно говорит, что Израиль представляет угрозу духовной жизни и безопасности евреев. Он заявил, что в смерти трех израильских подростков от рук террористов повинны родители, решившие жить в поселениях, "населенных xищными животными".
Если бы дело ограничилось только сатмарами… Их никто не воспринимает всерьез. Но постоянная критика Израиля, во многих случаях прямая политическая и финансовая поддержка его противников со стороны евреев-либералов, сегодня оказалась центральной темой дискуссии в еврейской общине Америки. Евреи-либералы в Европе и других странах выучили свой урок и поняли, наконец, что антисемиты в их поддержке больше не нуждаются. Но еврейская интеллигенция в США все более агрессивна по отношению к еврейскому государству и его союзникам. Сегодня тон задают реформистские синагоги, "Институт открытого общества", спонсируемый Дж.Соросом, множество других подобных организаций, которые пытаются "дать голос всем сторонам" и доказать, что критика сионизма не есть критика Израиля.
В Бразерхуд синагоге в Манхэттене "бук клаб" решил обсудить книгу А.Шалита "Моя обещанная земля", которая понравилась противникам Израиля более, чем сторонникам. Председатель клуба, дама университетски образованная и начитанная, совершила вдвоем с мужем двухлетнее кругосветное путешествие на паруснике, потом на мотоцикле по Европе. Вооруженная международным опытом и многознанием, она заявила: "Было время, когда англичане колонизировали Индию, Америку, полмира, но пришло время, и они ушли. Пора и Израилю понять свое время". Возражений не последовало.
По логике этой образованной леди, Газой и Западным берегом дело не ограничится. Нужно уйти из всей Палестины? Но по этой же логике, нужно вернуть Германии Судеты, Эльзац, Лотарингию, Кенигсберг (Калининград), откуда были изгнаны миллионы немцев, Японии - Сахалин, Курилы, Акинаву, Китаю - пустующие пространства Сибири и Дальнего Востока, когда-то бывшиe частью Поднебесной империи. И не пора ли задуматься о пребывании членов этого книжного клуба и их соотечественников на земле, отобранной у индейцев, спивающихся в резервациях?
Норман Подгорец, автор книги "Почему евреи - либералы", видит причину в том, что пережив тысячелетние гонения, евреи симпатизируют слабым и бесправным. На мой взгляд, есть менее приятный, но более весомый аргумент самоослепления: не видя решений, страшась признать реальность, либералы утешают себя несбыточными иллюзиями. Я поделился этими мыслями с Подгорцем, ветераном консерватизма, он согласился. Можно понять и сочувствовать человеку, не видящему очевидного, готового к саморазрушению, даже самоубийству, но уважать его не за что.
Евреи, не потерявшие здравый смысл, серьезно озабочены позицией мэйнстрим медиа и академических институтов. Даже “Нью-Йорк таймс” заняла в освещении последнего конфликта в Газе явно критическую по отношению к Израилю позицию. Беглый взгляд на заголовки и фотографии указывает, на чьей стороне симпатии редакции.
Особенно заметна перемена отношений в академической среде. Студенты-евреи повсеместно отмечают рост враждебности и остракизма. Такие группы, как “Студенты за справедливость в Палестине” определяют атмосферу во многих колледжах и университетах. Палестинские представители встречают восторженный прием, но израильские ученые, преподаватели, студенты практически лишены возможности выступить в университетах. Митинги, демонстрации, лозунги против Израиля стали самой приметной частью общественной жизни в кампусах. Студенты-евреи получают типографски распечатанные "уведомления о выселении". Назвать афроамериканца негром, мусульманина пособником террористов повлечет, как правило, весьма серьезные последствия. Но "кайк" (убийцы Христа) и "грязный еврей" остается без внимания.
Профессор Калифорнийского университета Т.Россман пишет : "Когда еврейские студенты вернутся на учебу осенью, они будут самой уязвимой группой в кампусах". При этом еврейские филантропы остаются самой активной группой в поддержке высшего образования в США. И в aдминистрации и профессуре все еще много евреев. Но на развитие событий они уже мало влияют.
Знаменательным показателем смены настроений среди культурной элиты стала постановка в Метрополитен Опера произведения Дж.Адамса "Смерть Клингхоффера". Либретто основано на захвате палестинцами в 1985 году корабля, на котором американский 70-летний еврей в инвалидной коляске отправился с женой в юбилейное путешествие. Террористы его убили и выбросили в море. Автор либретто Алиса Гудман конвертировалась из иудаизма и стала священником протестантской церкви. Опера полна арий и хоров с текстами о жирных евреях, поклоняющихся денежных идолам, умеющих мошенничать, эксплуатировать простых и невинных. "Вся Америка это один большой еврей".
МЕТ наметил транслировать оперу в 2000 кинотеатрах в разных странах, но после протеста еврейских организаций пока отказался от глобального показа. Генеральный менеджер П, Гелб говорит, что смысл оперы "понять похитителей и их мотивы и увидеть человечность в террористах так же, как и в их жертвах". “Нью-Йорк таймс” и многие другие медиа расхвалили оперу, и театр, переживающий серьезные финансовые трудности, наверняка поправит положение этой постановкой. Голоса родственников Клингхоффера, возмущенных надругательством над памятью погибшего, остались без внимания.
Еще совсем недавно такая акция, достойная нацистского репертуара, была бы немыслима в Нью-Йорке. В других странах, начиная с 1991 г., опера была показана, но особого интереса не вызвала. Нынешний ажиотаж явно вызван не ее художественными достоинствами, а духом времени.
Евреи не могут рассчитывать на то, что в плюралистической, разнокультурной стране ход событий будет определяться исходя из их представлений и интересов, тем более, что и сама еврейская община разобщена и полна взаимных претензий. И дело не только во внутренних обстоятельствах, но еще более в том, что США как единственная сверхдержава с глобальными интересами волей-неволей выполняет роль мирового брокера и полисмена. Приходится искать общий язык, понимание и с теми, кто далек от мировоззрения и ценностей либеральной демократии. Выполняя эту роль, Америка часто исходит из представлений, чуждых тем, чьи проблемы она пытается решить. Это в полной мере проявляется в ближневосточной политике, хотя исламские страны по-прежнему видят в США защитника Израиля, а большинство евреев сегодня убеждены, что США пренебрегают интересами еврейского государства во имя утопических целей.
Отсюда надежды на бесконечные "аккорды", "Дорожные карты", "параметры", "квартеты", попытки соблазнить мусульман образом жизни, который этим людям ненавистен. Предлагаются планы, которые ничего не решают при любых условиях и уступках и усугубляют взаимоожесточение.

Можно спорить, идет ли мир назад, к средневековому мракобесию, или вперед, к постмодернизму и отказу от здравого смысла и цивилизации, но, как ни посмотри, никогда в истории "еврейский вопрос" не привлекал столько общественного внимания. И это при условии, что евреев в мире лишь малая доля процента, их политическое и финансовое влияние убывает, а ресурсы противников нарастают год от года. Впрочем, при отсутствии или нехватке евреев проблема находит решение: в их ряды зачисляются все, кто не оправдал ожиданий, не понравился суждением или обликом.
В Америке 75% евреев-не ортодоксов (их более 90% от общего числа евреев) в смешанных браках. Большинство либералы и настроены на уступки, даже среди ортодоксов (хасиды-сатмары) есть противники Израиля, поддерживающие палестинцев, но еврейская проблема обостряется повсеместно. Интернет, новые медиа раздули эту проблему до вселенского масштаба. Все локальное, если связано с евреями, немедленно становится глобальным. Нелепо винить медиа и технологию, если массового зрителя и читателя более занимает безопасность палестинцев в мечети или школе, откуда обстреливается ракетами Израиль, чем жизнь сотен тысяч тех же арабов, гибнущих в междуусобицах.
Веками евреи надеялись, что образование, культура, освобождение от тиранов изменят их судьбу. Демократия и просвещение, с которыми гуманисты веками связывали освобождение от предрассудков, сплошь и рядом возрождают дремучее мракобесие. Свобода слова на постсоветском пространстве породила огромный поток антисемитских литературы, дискуссий и демонстраций, немыслимых во времена Суслова, когда власти строго держали в руках национальную политику. Не осталось ни одного давно позабытого навета, который не был бы возрожден в новых условиях.
В ельцинские времена, самые свободные в истории России, "Правда" опубликовала большую статью "Сатанинское племя" (5 мая 1993 года), в которой обвиняла хасидов в убийстве трех иноков в монастыре Оптина Пустыня в канун Пасхи. На следующий день я ответил на этот навет в "Известиях" – "Сатанинские игры в "Правде". "Правда" не признала абсурда своих домыслов, последовала отповедь в мой адрес, подписанная "Русские, украинцы, белорусы, казахи, азербайджанцы, армяне и евреи "Правды". Евреи замерли в ожидании погромов. История длилась год с участием Прокуратуры, судов, Президентов России и США, огромным мировым резонансом, пока, наконец, "Правда" не опубликовала мою статью "Невежество – демоническая сила" (кстати, слова Маркса) и не принесла извинений мне и читателям. Геннадий Селезнев, главный редактор (он вскоре стал спикером Госдумы), в разговоре со мной оправдывался, утверждал, что все случилось без его ведома. Сегодня при самых диких измышлениях никто извиняться и оправдываться не будет.
(В монографии Вильяма Корея "Русский антисемитизм" автор-американец посчитал мою позицию в полемике недостаточно твердой. Я рад за него, что он не был в Москве в ту пору, когда шла эта "полемика".)
Евреи и не евреи веками пытаются понять истоки антисемитизма. Проблема "избранного народа" и его отношений с миром не нашла решения ни в талмудических исканиях смысла и истины, ни в гуманитарных утопиях, ни в революционных движениях. Самое долговечное объяснение – вина за смерть Иисуса.
Роль римлян и еврейское происхождение Иисуса и его сподвижников этой версии не препятствовали, тем более что большинство о родовых корнях Сына Божьего и апостолах не знало. Помню, в студенческие годы в Москве, когда я упомянул, что Богородица – еврейка, это вызвало еще большее негодование, чем откровение о национальности родоначальника научного коммунизма. В парткоме эту информацию сочли сионистской пропагандой, ссылки на Энциклопедию не помогли. Шиллер прав: "Даже Бог бессилен перед глупостью".
По мере большей осведомленности и расширения гражданских прав, метафизическая ответственность за распятие отступила перед земными мотивами: евреи доминируют в коммерции и финансах, их деньги определяют их непомерное влияние в мире. Хотя в списках “Форбса” евреи отступают год от года, эта тема все еще популярна. Уйти с Уолл-стрита и хэтчфондов не поможет: когда евреи жили еще в большей нищете и бесправии, чем их соседи, как, например, в царской России, Польше, арабских странах, к ним относились не лучше. Когда в новой России евреи-олигархи уступили другим в богатстве, отношение не улучшилось, даже при условии, что три четверти евреев иммигрировали, и государство и его лидеры не проводят антисемитской политики. Сартр считал, что антисемитизм – проблема не евреев, а антисемитов. Суждение популярное, но удовлетвориться им в жизненных реалиях невозможно.
Евреи ищут свои объяснения. Среди ортодоксов (их около10%) доминирует представление, что все беды от отступления от законов Торы. Для них каждая ракета, падающая на Израиль, – наказание за забвение cинагоги и кашрута и езду на автомобиле в субботу. Некоторые считают, что проблемы Израиля предопределены тем, что государство создано сионистами-безбожниками до прихода Мошиаха. Секулярные евреи часто утешают себя тем, что дело в зависти к их способностям и достижениям.
Недавно я услышал этот довод от Ари Шавита, пожалуй, самого популярного ныне еврейского публициста. По такой логике, не высовываться, поубавить амбиции должно бы помочь. Но чему завидовать? Тысячелетиям гонений, унижений, бесправия? Hынешней безысходности, когда друзей почти не осталось, и объяснять и доказывать задача безнадежная? Нобелевские премии, известность в науке, бизнесе, культуре – не утешение за миллионы жертв, за тысячелетия дискриминации и унижения.
Большинство, однако, более склонно видеть себя козлами отпущения, на которых можно взвалить все общественные невзгоды, использовать для укрепления националистической идеологии. Действительно, от чумных погромов и "убийц в белых халатах" до нацизма и исламофашизма такая манипуляция массовым сознанием успешно работала. Для роли первовиновников евреи подошли лучше, чем колонизаторы, капиталисты, социалисты, космополиты, сепаратисты, гомосексуалисты, получатели социальных пособий. Но почему эта роль выпала на их долю? Есть ли возможность ее избежать?
Ортодоксальный подход подразумевает, что все, что происходит, определяется замыслом и волей Божьей, которые человек не всегда может понять. В сознании верующего все имеет смысл и значение. Если верующий не находит ответа, это не ставит под сомнение его убеждения. “Сущность религиозного сознания – вера в недоказуемое. Вопросы веры не философские, социологические или психологические, на них нет научного, математического, юридического ответа”, – говорит крупнейший знаток Талмуда и каббалы раввин Адин Штейнзальц. Ребе Шнеерсон, самый влиятельный еврейский религиозный деятель нового времени, писал: "Иудаизм работает. Нас проверяли 3300 лет во всех возможных условиях, чтобы доказать это. Как и почему он работает, не столь уж существенно"; "Бог стоит за всем, что происходит. Он слышит наш плач и видит наши слезы... Вы спрашиваете меня, почему Бог позволил этому случиться... Я могу ответить с болью – Бог один знает. Но то, что я не могу знать, я не должен знать".
Однако начиная с эпохи Просвещения стремление осмыслить немыслимое стало идеей фикс западных интеллектуалов. Барух Спиноза пытался соединить средневековую философию с материализмом, рационализмом Декарта и социологическим учением Гобса, чтобы выявить "первопричины и происхождение всех вещей в природе и обществе". Радикальный детерминист, Спиноза ставил во главу познания опыт, включая негативный, и считал, что любое заблуждение содержит элемент истины. Он отвергал свободу воли, но верил в свободного человека, руководствующегося только разумом. В торжестве разума еврейский философ, изгнанный и проклятый своей общиной, видел спасение от зла и несовершенства общества и человека.
Карл Маркс был озабочен освобождением пролетариата всех стран и народов и социальной справедливостью для всех, и еврейская проблема никогда не была в центре его внимания. Однако в 1844 году он написал полемическую работу "К еврейскому вопросу", которую многие даже симпатизирующие основоположнику научного коммунизма считают антисемитской. "Евреи Германии хотят эмансипации, какой эмапсипации они хотят?" Политическую эмансипацию евреев как и любого религиозного человека Маркс видел в освобождении государства от любой религии, ликвидации частной собственности и связанных с ней привилегий. Эта работа молодого Маркса содержит много критических суждений о иудаизме и еврейском бытии и мышлении, подчиненным буржуазным ценностям, но эта критика в равной степени относится к любой религиозной идеологии и морали. Маркс считал что подлинная свобода и равенство для каждого возможны лишь при коммунизме где человек освободится от эгоистических и классовых ограничений. Эти идеи побудили миллионы евреев во всем мире поддержать коммунистическое движение, но в постсоветские времена на спасение по рецептам Kоммунистического Mанифеста верят совсем немногие. Однако и в победные для социализма времена антисемиты видели в марксизме еврейский заговор с целью мирового господства.
В дискуссиях об еврейском вопросе есть аспект, в котором сходятся различные точки зрения. “Мы помним евреев... Если бы их не замечали, они бы наверняка давно исчезли. Потому что они были презираемы и гонимы, они тянулись к своим святым книгам. У них не было выбора. Даже те, кто хотел раствориться в большинстве, были отвергнуты". (Из рецензии в "Нью-Йорк таймс").Пока непохоже, что возможны перемены. Мир выступает гарантом того, что евреи остаются евреями.
Сегодня в будущее предпочитают не заглядывать. Антисемитизм не поддается логике и рациональному осмыслению. Еврей для ненавистника не связан с реальностью, он мифологема из той же категории,в которой демиурги, инопланетяне, колдуны, зомби, вампиры, занимающие поныне сознание вполне здравомыслящих людей.
“Что такое еврей?”, задавался вопросом Лев Толстой. Он размышлял, что это за создание, которое ненавидят и преследуют, но которое не исчезает. Писатель видел в евреях символ, воплощение вечности. И если евреи уйдут или их вытеснят из коммерции, науки, политики, искусства и литературы, общественной активности, если даже исчезнут в ассимиляции и смешанных браках, они останутся в общественном сознании и эмоциональном отношении как вечно актуальный феномен, потому что, как говорил Толстой, они принесли миру веру в единого Бога. Монотеизм с его суровой моралью и тяжкой ответственностью, с чувством человеческого несовершенства и греховности, непостижимостью таинства мира и вечным страхом Божьим требует колоссальных усилий воли и духа. Мир живет от кризиса к кризису, полон зла и несправедливости, молитвы чаще безответны, но при любой жестокости и страданиях вера Авраама повелевает умами и сердцами больше чем любая другая идеология. "Или сделай мир чтоб я его понимал моим разумом, или дай мне разум, способный понять твой мир", просил праведник. Мольба осталась безответной, но вера не пошатнулась.
Атеизм тоже не спасение. Атеизм никого не спас от сомнений, страха, предубежденности. Сегодня о Боге напоминают не столько церковь и синагога, для большинства ставшие клубами по интересам, сколько тупиковые проблемы общественного и личного бытия, непредсказуемость событий, утрата доверия к земным авторитетам, нескончаемая гонка по жизни без смысла и цели, одиночество, отчуждение. "Рич энд фэймос" не более счастливы, чем офисный планктон, непомерные амбиции, культ самооценки и самодостаточности не спасают от депрессии и ущербности, Пусть и не думая о религии, и атеист, и агностик не могут обойти мораль и общественные отношения, которые не оторвать от первоосновы.

Когда-то у талмудиста спросили, в чем сущность Торы. "Люби ближнего!". Христос расширил этот завет до отношения к каждому человеку, даже врагу. Это высшее моральное кредо известно и тем, кто никогда не брал Библию в руки. Но где взять терпение и волю, чтобы следовать этому требованию на деле, если человекоустройство ближе к Сартровскому определению: "Ад – это другие". Трудно оспорить Ницше: с этой заповедью связаны "cамая большая ложь и лицемерие", и несет она "cмертную тяжесть всему миру".
Человек создан по образу Божьему, но ему не даны мудрость и силы Создателя. И "свобода воли" мало что объясняет и не утешает. Бог не либерал, и правит миром не по правилам доброго короля из "Маленького принца" Экзюпери: "Если я прикажу генералу стать чайкой, и он не послушается, это не генерала вина, а моя". Возможно, наполеоновский подход "Требуй невозможного, получишь максимум" ближе к замыслу Творца. Штейнзальц тоже считает, что Бог проверяет свой проект в самых трудных условиях.
Но какие бы оправдания, объяснения, ссылки на новое время ни использовать, подсознание, родовая память не могут одолеть чувство вины и греха, и никакие аналитики и антидепрессанты здесь не помогут. И сколь ни тяжка земная доля, еще тревожней жить с мыслью о Суде небесном. Травмированное чувством вины сознание ищет утешение в предрассудках и ненависти. Даже противники Фрейда согласны с ним, что глубинная причина неврозов, психологических и социальных аномалий – конфликт между биологической природой человека и нормами культуры и цивилизации. Напомним еще раз о первоосновах норм, определяющих общественные отношения и требования к человеку.
У евреев здесь особое положение: они добровольно приняли Тору, им не на кого жаловаться. 613 мицв жизнь не упрощают, но для иудея это родовое наследство, своя ноша, и потому не в тягость. И при всеx каждодневных трудностях, непредсказуемости будущего, у евреев нет оснований сомневаться в достоинствах выбора – Тора спасла, сохранила и укрепила их перед лицом невиданных в истории испытаний. Можно заметить, однако, что в отношении секулярных евреев к ортодоксам, строящим жизнь на догматах и запретах Галахи, видны не только претензии к их малому вкладу в общественное богатство и безопасноcть, но и явные комплексы духовной неполноценности и экзистенциальной тревоги. Другая черта еврейского самосознания – видеть антисемитизм во всех проблемах и неудачах; утешение слабое, но привычное.

Есть ли основания для оптимизма для тех, кто не надеется на спасителя – Мошиаха? Рационального ответа нет, но есть вечность, из которой евреев не вычеркнуть, и есть судьба всех и каждого, неотделимая oт иудейских законов бытия и морали, с которыми жить трудно, но без них невозможно.


Леонид Гольдин – философ, социолог. Окончил Московский университет, где защитил кандидатскую и докторскую диссертации по философии. Тридцать лет заведовал кафедрами в академических и учебных институтах Москвы. Автор и соавтор 14 книг, нескольких сот статей. 20 лет преподаёт в Нью-Йорке. Организовал Русско-Американский центр общественного мнения, в котором 10 лет был президентом.