Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

СОЛО НА БАРАБАНАХ


"Бей в барабан и не бойся!" – должно быть, эта фраза привлекает внимание ударника не только смыслом, но и ритмом, и заключённой в ней звукописью. Впрочем, и само стихотворение Гейне "Доктрина", откуда взяты эти слова, могло бы стать иллюстрацией к новой книге Марка Пекарского об ударных инструментах. Под тем же названием – "Бей в барабан и не бойся!" – десять лет назад о Пекарском появился двадцатипятиминутный документальный фильм. По стилю он совсем не похож на свою младшую сестру-книгу, хотя их объединяют тема, герой и заглавные слова, которые музыкант говорит своим ученикам, как когда-то учитель сказал ему.
Марк Пекарский не только музыкант, педагог и композитор, основатель и руководитель ансамбля ударных инструментов, много лет он рассказывает о музыке ударных. Новая книга – одна из страниц этой "ударной" жизни, популяризация истории и теории, рассказ о большой группе ударных инструментов, о целом звучащем мире, где музыкальными инструментами оказываются и высушенные плоды с семенами внутри, и камни, и кости, и дерево, и – "что там за железка? Ах, как красиво звучит!"
Прежде отдельные "Сказки Дядюшки Маркуса" можно было найти на страницах журнала Back Beat, но там – другая читательская аудитория, а значит и другой текст. Разве что интонация, манера изложения остаётся той же и шутливо роднит истории дядюшки Маркуса и дядюшки Римуса ("...теперь беги домой, дружок, а то мама уже заждалась тебя"). Обоим есть что рассказать маленькому Джоэлю, да и не только маленькому, книжка недаром предназначена для семейного чтения. Многие ли взрослые знают о том, что маракасы, треугольник, колокола относятся к ударным? Мы не подозреваем о существовании маримбы, дамару или темпель-блоков, понятия не имеем о вибрафоне, да и о возможностях барабанов не догадываемся.
Книжка представляет собой небольшую, богато иллюстрированную энциклопедию, но это не сухой справочник, а живые истории, сопровождаемые множеством картинок, фотографий и рисунков. Марк Пекарский рассказывает о деле всей своей жизни с юмором, иронией и любовью, интересно и очень просто – как и обещает названии серии, которую открывает книжка Пекарского: "О музыке просто". Он отвечает на "детские" вопросы: как появились ударные инструменты, из чего сделаны, где живут, кем работают – так называются отдельные главки, перемежающиеся пересказом легенд и мифов. Если эти заголовки похожи и на детские вопросы, и на строчки какой-нибудь анкеты, то дальше возникают совсем разговорные "звукоподражалки", "шумелки", "ударялки", "музыкалки", "трещалки" и "шуршалки". Однако разница между ними разъясняется вполне серьёзно: на "музыкалках", скажем, можно сыграть мелодию, а "шумелки" подходят "либо для сопровождения этой самой мелодии, либо для ритмических композиций, либо для чисто шумовых звучаний, как, например, дробь барабана в цирке".
Вместе с автором читатель проходит путь от максимально естественного и природного, древнего (хлоп-хлоп, топ-топ, хлопай и топай – вот и первые ударные композиции) к искусственному и неприродному – к искусству нового и новейшего времени. К сочинениям вроде "Ионизация для ансамбля ударных" Эдгара Вареза (1931) или к устройству "интонарумори" Луиджи Руссоло (1913). Марк Пекарский уподобляет ударника циркачу: иногда он "должен сделать сальто от литавр к вибрафону. При этом по пути надлежит ударить по треугольнику, провести палкой по ксилофону, стукнуть ногой по тамтаму и не забыть всё это время трясти бубном, зажатым в зубах". Определённая доля "трюкачества" чувствуется в книге и на языковом – стилистическом – уровне. Пекарский не только рассказывает, но и развлекает. Надо сказать, что текст и визуальный ряд – репродукции известных картин и гравюр, фотографии, рисунки художника Ольги Золотухиной – звучат как одна музыкальная тема, исполненная на разных инструментах. Фотографии и репродукции соответствуют стилю энциклопедического повествования, рисунки – живой речи то шутливой, то серьёзной, то лирической.
Фигура "Дядюшки Маркуса" объединяет и обрамляет все музыкальные истории. Его рассказ "как я стал ударником" открывает книгу, его обращением к тем, кто подумывает о "судьбе барабанщика", она заканчивается. Но кто бы ни стал её читателем, знакомство состоялось: "Здравствуйте, господин Барабан!".



Пекарский М.И. Бей в барабан и не бойся! Истории Дядюшки Маркуса. – М.: Арт-Волхонка, 2014. – (О музыке просто).



Дарья МАРКОВА