Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

УКРАИНА КАК ЗРЕЛИЩЕ


Впервые философскую мысль о том, что понятие игры простирается куда дальше, чем об этом принято думать, выразил нидерландский историк Йохан Хейзинг в 1938 году. Он утверждал, что игра не является элементом культуры, скорее – основанием, более древним, чем любой культурный феномен. Особенно любопытна его аргументация того, что война – это также форма игры. Приводя в пример средневековые турниры и пышные состязания напоказ, он заявлял, что военные конфликты тоже имеют в своей основе некий зашифрованный и затопленный в настоящей крови дух игры.
Чуть позже, когда глобализация уже достаточно крепко обхватила своими транснациональными финансовыми щупальцами весь мир, многие социологи стали говорить о появлении нового информационного общества, а в 1967 француз-авангардист Ги Дебор издал фундаментальный труд "Общество спектакля", в котором он ясно описал процесс трансформации СМИ в развлекательную индустрию.
С тех пор мы переступили рубеж веков и наши развлечения, кажется, приобретают ещё более садистский характер, общество развлекается: оно развлекалось коммунистическими утопиями, псевдо-демократиями, политтехнологическими фокусами с ловкими подменами, когда вдруг Сталин плавно превращался в Гитлера, и благодаря этому фокусу укреплялся во власти Ельцин, смотрящий по вечерам себя в программе "Куклы"…
До нулевых на Западе главной страшилкой был Китай, ассимилирующий Сибирь, теперь – Владимир Путин. Запад активно демонизирует нашего президента, вступив в информационную холодную войну с Россией, и в то же время, стоит отметить, в манере этой демонизации, в стиле, в котором он ваяет нового демона (который именно в таком образе войдёт в электронные европейские учебники по истории), он полностью подчиняется правилам "общества спектакля".
Цивилизация перешла на "бескровные" войны с 1990 года, когда США бомбили Ирак, – тогда впервые система была доведена до "эталона". До этого была Фолклендская война 1982, в которой доступ журналистов на театр военных действий (не является ли это устоявшееся выражение очередным подтверждением точки зрения Хейзинга?) был ограничен, а к тем немногим, кто был аккредитован, было приставлено военное сопровождение. Но всё же именно с "Бури в пустыне" идёт отсчёт новых войн, в которых манипулирование информацией стало виртуозно-системным.Тогда все западные СМИ ориентировались на точку зрения США и ежедневно докладывали о "хирургически точных авиаударах". Освещение войны в Персидском заливе было настолько стерильным, что создался образ войны без жертв.
Как это ни жутко признавать, война на Украине не только не избежала участи быть препарированной обществом, алчущим спектакля, но и стала примером нового подвида конфликтов. Войной не только информационной, но и развлекательной… Локальной войной, порождающей мировых Героев и Злодеев. С началом конфликта демонизация Путина Западом достигла своего апогея, гротеска, в сгущённые краски которого практически невозможно поверить, но именно подобными сгущёнными красками привыкло кормиться общество, носящее гордое название "информационное" или иначе "общество потребления".
Ужасает и то, что этот "игровой" элемент, недопустимый с точки зрения общечеловеческой морали и этики, не имеет границ и национальностей. Российские каналы грешат тем же, в пример можно привести "Вечер с Владимиром Соловьёвым". Даже не касаясь содержания этого "теле-действия", можно просто проанализировать заявленный формат передачи – "общественно-политический телевизионный журнал, содержащий элементы ток-шоу, телемоста и интервью". И сказано этим, конечно, не всё – когда о величайшей трагедии двух братских народов, о конфликте, перекраивающем всю мировую политику, говорят "в таком ключе", заставляющем злиться, ухмыляться и порой смеяться, ты вдруг осознаёшь, что война на Украине – это спектакль, ещё более страшный, чем какой-либо иной…
И спектакль не только для тех и этих, но и для нас, для наших продюсеров, ньюс-мейкеров, журналистов, писателей, блоггеров и прочих. На сайте ОБСЕ ты находишь негодования по поводу того, что члены наблюдательной миссии подвергались опасности, что резко противоречит нормам международного права, и лишь мимоходом там сказано о массовых захоронениях мирных жителей под Донецком! – такой ракурс подачи информации вызывает внутренний протест, осуждение. Однако это самая обычная манипуляция, она стала привычной ещё со времён Фолкленда, куда более жутко выглядит этот новый феномен: манипуляция и война как развлечения, приносящие власть и деньги.

Наталья ГОРБУНОВА