Роман ДАВЫДОВ
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛЕРМОНТОВИАНА
«СЛЫШУ ЛИ ГОЛОС ТВОЙ»
«СЛЫШУ ЛИ ГОЛОС ТВОЙ»
Друзья часто в шутку называли основоположника русской классической музыки Михаила Ивановича Глинку (1804 — 1857) личным композитором А.С. Пушкина, и он гордился этим званием. Публикуемый же сегодня романс на стихи М.Ю. Лермонтова — образец редкого обращения Глинки к творчеству младшего современника.
Глинка в период с марта по ноябрь 1848 года находился в Варшаве. За этот период им созданы романсы «Заздравным кубком» на пушкинские стихи, «Песнь Маргариты» из «Фауста» И.В. Гёте, знаменитая «Камаринская» для симфонического оркестра и публикуемая вокальная миниатюра. Обладая неплохим тенором, впервые исполнил ее сам под собственное фортепианное сопровождение. Необычным и в то же время вполне логичным является ритм произведения, передающий волнение поющего. Это сказывается в мнимом несовпадении текста и мелодии. «И так на шею бы тебе я кинулся». Фраза звучит дважды, и оба раза в слове «тебе» ударение «неправильно» падает на первый слог. При повторении этого слова автор музыки даже ставит в своих нотах знак акцента на слабую долю такта: «тебе».
Посчастливилось исполнять этот романс на концерте в честь 175-летия нашего великого земляка. Я аккомпанировал своему другу, заслуженному артисту России Анатолию Постнову — замечательному певцу, в репертуаре которого было огромное количество музыкальных произведений, в том числе на лермонтовские строки. Анатолий Васильевич, недавно ушедший из жизни в расцвете творческих сил, всегда вникал в суть сочинения, никогда не стараясь во что бы то ни стало выпятить себя.
Глинка в период с марта по ноябрь 1848 года находился в Варшаве. За этот период им созданы романсы «Заздравным кубком» на пушкинские стихи, «Песнь Маргариты» из «Фауста» И.В. Гёте, знаменитая «Камаринская» для симфонического оркестра и публикуемая вокальная миниатюра. Обладая неплохим тенором, впервые исполнил ее сам под собственное фортепианное сопровождение. Необычным и в то же время вполне логичным является ритм произведения, передающий волнение поющего. Это сказывается в мнимом несовпадении текста и мелодии. «И так на шею бы тебе я кинулся». Фраза звучит дважды, и оба раза в слове «тебе» ударение «неправильно» падает на первый слог. При повторении этого слова автор музыки даже ставит в своих нотах знак акцента на слабую долю такта: «тебе».
Посчастливилось исполнять этот романс на концерте в честь 175-летия нашего великого земляка. Я аккомпанировал своему другу, заслуженному артисту России Анатолию Постнову — замечательному певцу, в репертуаре которого было огромное количество музыкальных произведений, в том числе на лермонтовские строки. Анатолий Васильевич, недавно ушедший из жизни в расцвете творческих сил, всегда вникал в суть сочинения, никогда не стараясь во что бы то ни стало выпятить себя.
СЛЫШУ ЛИ ГОЛОС ТВОЙ...
Стихи М.Ю. Лермонтова
Музыка М.И. Глинки
Слышу ли голос твой
Звонкий и ласковый,
Как птичка в клетке,
Сердце запрыгает;
Встречу ль глаза твои
Лазурно-глубокие,
Душа им навстречу
Из груди просится,
И как-то весело,
И хочется плакать,
И так на шею бы
Тебе я кинулся.
Стихи М.Ю. Лермонтова
Музыка М.И. Глинки
Слышу ли голос твой
Звонкий и ласковый,
Как птичка в клетке,
Сердце запрыгает;
Встречу ль глаза твои
Лазурно-глубокие,
Душа им навстречу
Из груди просится,
И как-то весело,
И хочется плакать,
И так на шею бы
Тебе я кинулся.