Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы


Марина ВОЛКОВА

ПОЭТЫ ЖИВУТ НА УРАЛЕ


Уральское поэтическое движение (или уральская поэтическая школа) – термин, введенный в литературный и читательский оборот Виталием Кальпиди, поэтом и культуртрегером.
Человеку, далекому от литературы, тем более от современной поэзии, эти слова мало что скажут, а вот для людей культурных аббревиатуры УПД (УПШ) – своеобразный пароль, по которому "своих" (читающих, образованных) отличают от "чужих"(людей, далеких от культуры).
Уральское поэтическое движение – это творчество 135 поэтов Урала, отслеживаемое и зафиксированное Виталием Кальпиди на протяжении тридцати последних лет. Результат столь скрупулезного документирования – три антологии современной уральской поэзии и недавно вышедшая книга "Энциклопедия. Уральская поэтическая школа". Тома антологий охватили весомые временные отрезки: 1 том посвящен уральским поэтам, творившим в 1972–1996 гг, второй том собрал творчество поэтов 1997–2003 гг, третий – 2004–2011. Какие-то имена повторяются, другие оказались "приписаны" к своей семилетке.
Не стоит искать общие литературные корни и идеологические концепты в творчестве участников УПД: это обязательно сделают ученые. В сентябре 2014-го на базе Уральского Федерального университета (Екатеринбург) состоится конференция "Уральское поэтическое движение (1981–2013): история, аналитика, прогнозы", где и будет дана оценка УПД и его месту в культуре. Подготовку конференции ведут сразу три вуза, в том числе ЧелГУ и ЧГПУ.
Но любому мало-мальски умеющему читать и претендующему на звание человека культурного стоит уже сейчас разучить термин "УПД" и вслед за Виталием Кальпиди удивиться новому явлению в русской поэзии. Явление это носит не столько литературный, сколько географически-биографический характер и формулируются до банальности просто: "На Урале живут и творят поэты". Казалось бы, что такого? Поэты есть везде, но те, кто знаком с историей русской поэзии знают одну странную особенность: поэт в России может родиться где угодно: в деревне Константиново; на станции Зима; в никому не известном Овстюге; в Челябинске, наконец. Но творить и издаваться поэт обязан в Москве или Питере – только тогда у него есть шанс быть услышанным. Другие стратегии вхождения поэта в русскую литературу обречены на провал. Но Кальпиди отмечает феномен появления на Урале целой плеяды поэтов, нарушающих "правило столицы". Пермь, Екатеринбург , Челябинск – поэты здесь рождаются, пишут и здесь же живут и умирают. Кто-то, конечно, уезжает в столицу (единицы), но даже уехавшие вдохновение ищут здесь, на Урале. Вот эта странная привязка к месту (не к самому поэтическому и благоустроенному, надо сказать) и вдохновила Кальпиди на изучение этого феномена – феномена самодостаточности и особости уральских поэтов.
Безусловно, объединение поэтов по географически-биографическому принципу – дело весьма спорное. Само понятие УПШ искусственно. Но и вся культура искусственна тоже. Любой культурный продукт – акт чьей-то воли, творческого усилия. И УПШ – продукт Кальпиди не столько как лидера этого движения (что ему постоянно пытаются приписать), сколько документалиста, летописца поэтической жизни России.
В наше время бренд "Уральское поэтическое движение" – это и возможность объединения поэтов региона для штурма российского книжного рынка. Несмотря на многообразие жанров, стилей, принципов жизни и творчества уральских поэтов их объединяет не только место проживания, но и факт отсутствия их книг на полках книжных магазинов страны. Увы, вход на книжный рынок в России пока лежит через Москву, и не качество текстов, а масштабность пиар-кампаний и близость к литературным тусовкам зачастую определяют известность поэта.
Потому два ведущих культуртрегера региона объединились, чтобы создать реальный поэтический кластер на Урале. Кластер, который приведет общество к осознанию того, что поэзия существует вообще, а уральская – в частности. Что эту поэзию нужно и можно читать. Что поэтические книги нужно и можно покупать.
Стержнем, основой создания кластера станут мероприятия вокруг книг самых важных стихов тридцати лучших представителей уральского поэтического движения.
Проект "ГУЛ" (Галерея уральской литературы) – это совместный проект Виталия Кальпиди и Марины Волковой, где роли распределены следующим образом: Кальпиди – редактор, составитель, оформитель серии книг; Волкова – издатель и идеолог продвижения изданных сборников. Каждую неделю будет издаваться очередная книга серии "ГУЛ", будет проходить хотя бы одно мероприятие с участием поэтов УПД и будут появляться отчеты о мероприятиях на сайтах организаторов и партнеров проекта. И, главное, каждую неделю будут появляться новые читатели у наших поэтов.
Одна из особенностей проекта "ГУЛ" – привлечение к культуртрегерской деятельности всех, кто понимает значимость события и хочет принять участие в продвижении книг и поэтов уральского поэтического движения. Поэтическим волонтерам авторы проекта предлагают большой пакет материалов для организации мероприятий: видеозаписи, слайд-шоу, фотографии, видеопоэзию, рекомендации по проведению мероприятий, есть возможность приглашения авторов или литературоведов.
Уже прошли первые презентации проекта "ГУЛ" в Челябинске, Екатеринбурге, Кургане. До конца марта намечено еще шесть мероприятий.
У проекта "ГУЛ" есть шанс стать действительно народным культурным проектом.

Врезка:
"ГУЛ" – это самые важные стихи 30 лучших представителей уральского поэтического движения за последние 30 лет.
"ГУЛ" – это книги, способные формировать своего устойчивого читателя – читателя-поэта.
"ГУЛ" – это фестиваль длиною в год.
"ГУЛ" – это лавина звуков, породившая "иную" речь, которая, в свою очередь, не может не породить "иную" жизнь.