Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Критика


«Творческий метод писателя Александра Файна: интервью, статьи, рецензии, стенограммы»
М.: «Комментарии», 2014

В серии «Мастера», основанной в 2013 году издательством «Комментарии», подготовлена и вышла в свет книга «Творческий метод писателя Александра Файна». (Составитель к.ф.н. Е. Степанов.)
В книгу о творчестве А. Файна вошли статьи, интервью, рецензии известных писателей и литературных критиков Виктора Ерофеева, Эдуарда Просецкого, Ольги Денисовой, Елены Зейферт (доктора филологических наук), Елены Кацюбы, Елены Сафроновой, Владимира Коркунова, Камиля Хайруллина (кандидата философских наук) и других, а также стенограмма презентации книги «Прости, мое красно солнышко»(издательство «Астрель», 2009), состоявшейся 10 декабря 2009 в Болгарском Культурном институте. Не остался равнодушным к произведениям писателя и Министр культуры Владимир Мединский, называющий творчество Файна «энциклопедией советской жизни»: «Это история в деталях. Энциклопедия в лицах. Деталях, которые уже исчезли, людях, которые ушли. Но мы знаем: мы их продолжение».
Предлагаемый к изучению материал о творчестве, основанном на реальной, но не личной, по утверждению писателя, жизни, позволяет читателю более детально и вдумчиво изучить метод работы как писателя, развернувшего перед нами панораму целой эпохи, так и  нашего современника, участвующего в процессе жизни страны, имеющего огромный опыт практической работы.  Елена Сафронова пишет об Александре Файне: «Он профессор, автор более семидесяти изобретений в сфере оборонной техники, руководитель крупного предприятия». Много лет он проработал в промышленности, был главным конструктором по ряду образцов новой техники. Он знает жизнь изнутри.
Недаром сборник рассказов и повестей «Среди людей» стал номинантом самой престижной литературной премии в России «Большая книга» за 2012 год.
Творчество Файна заслуживает подробного литературного разговора, который и объединен усилиями критиков, писателей, деятелей науки и культуры в данном сборнике.
Говоря о том, что энциклопедия русской жизни середины XX века не может быть написана в обход кровавой истории, Ольга Денисова пишет в статье о книгах Файна, что все же не это главное в его произведениях: «…не ужасы бесчеловечного времени — главные предмет и цель литературного творчества Александра Файна. Победа жизни над смертью, сохранение человеческого достоинства, любовь — это то, что пытаются сберечь и вынести из ада лучшие герои его прозы».
Собран богатый материал для детального изучения ускользающей правды жизни уходящей эпохи. Так как время движется по спирали и в чем-то повторяется на новом витке истории, в главном сохраняется актуальность произведений настоящего мастера слова, чутко уловившего не только признаки времени, но и основное в нем — человека во всей его истинной, иногда не очень лицеприятной природе.
Интересна статья Владимира Коркунова, подробно изучившего «мастерскую писателя»: бережное отношение к языку и советскому прошлому, не обличительный, а описательный характер его произведений, оперирование фактами, из которых читатель может сделать свой собственный вывод, краткость и точность изложения, погружение читателя в прошлое, так что «пропадает ощущение нахождения в настоящем», продуманная композиция, позволяющая «подобраться ближе к авторскому замыслу». Он подробно исследовал также новую форму рассказа (рассказа-судьбы) и ключевую задачу, которая состоит в том, чтобы показать историю страны в судьбах людей.
Утверждая, что современная русская проза будет двигаться неизбежно в сторону синтеза искусств, — «изящной словесности, публицистики, научной документалистики, возможно, даже поэзии», — Евгений Степанов подмечает эти особенности и в прозе Файна.
В интервью, данное журналу «Дети Ра» (6 (92), 2012), на вопрос «какие задачи Вы поставили перед собой как перед писателем», Александр Файн отвечает: «Общеизвестны слова классика XX века, что каждый человек может написать одну хорошую книгу — историю своей жизни. А уже потом читатель обращает внимание на сюжет, слово. Заветная мечта — написать историю “моей” России через рассказы-судьбы. В сборнике “Среди людей” такие, еще весьма робкие, попытки предприняты».
Эдуард Просецкий называет Александра Файна «летописцем своего времени», «мастером тонкого психологического рисунка» и видит в этом «достойнейшую миссию писателя».
В книге представлены фотографии из домашнего архива писателя.

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД