Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЯРОСТНЕЙ ГОРГОН


Поэт Евгений Лесин – фигура в Москве (обо всей России судить не берусь) известная. И хоть сборниками стихов его библиография небогата, подборки выходят в периодических изданиях нечасто, зато в интернете Лесин публикуется активно, часто выступает живьём. И его участие в поэтическом вечере гарантирует, что такой вечер будет нескучным.
Нескучной получилась и новая, крошечная книжка Лесина "В философском автозаке", вышедшая в "Библиотечке поэзии Союза писателей Москвы". Да, книжка нескучная, но грустная.

Многие ценители поэзии относят Евгения Лесина к наследникам Николая Глазкова. То же скоморошество, ёрничество, "игра в дурака". Серьёзность надёжно укрыта за иронией и стёбом… Кстати сказать, всё больше поэтов, говоря на серьёзные темы ("о политике", например), уходят в иронию и игру, если и не в откровенный юмор, то в публицистическую сатиру. Такие произведения пользуются успехом, их печатают в газетах, передают по радио, иногда даже пускают в телевизор. Вспомним Дмитрия Быкова, Орлушу, Всеволода Емелина, Игоря Иртеньева… Серьёзно о серьёзном и общественно-значимом пишут нынче немногие. Удач ещё меньше.
Справедливости ради надо заметить, что Лесин, во-первых, встал на такой путь творчества одним из первых, а во-вторых, хоть и обыгрывает "политику", но в публицистику скатывается редко. Здесь он ближе всего, по-моему, к Емелину, – обоим удалось найти лирических героев, за которыми хочется наблюдать. И эти герои кочуют у Лесина с Емелиным из стихотворения в стихотворение, преодолевают годы и десятилетия. Однажды они попали под одну обложку – несколько лет назад увидела свет совместная книга Емелина и Лесина под названием "Недобор".
Но вернусь к новой книге – "В философском автозаке".
Три десятка недатированных стихотворений. Скорее всего, написанных недавно. Угадываются приметы, а главное – настроение последних месяцев. Тут уже не до скоморошества, не до ёрничества. Осталась горькая, грустная ирония. И растерянно-испуганные взгляды в прошлое в попытке найти там созвучие с нашими реалиями.
Вот, например, явная параллель с "Безумцами" Беранже:

Оловянных солдатиков строем
По шнурочку равняемся мы.
Основания нет, но разроем,
Разломаем остатки тюрьмы.
Ничего, что одни воевали,
А другие готовили речь.
Если б делать людей из эмали,
Можно было б людей поберечь.
А пока всюду слышится: топай.
Становись, горемыка, к стене.
Раз Европа воюет с Европой,
Значит, мы на гражданской войне.
Патриоты при всяком режиме
Вам пчелиную слепят фигню.
Воевали хотя бы с чужими
Те, кто видел Афган и Чечню…

У Лесина много отсылок к культурному (и, скажем так, малокультурному) наследию, к библейским сюжетам. В них герой запутывается, как в паутину, но ими и спасается.

Когда Москву разрушат, как Содом,
За все её победы и парады,
Из города греха в счастливый дом
Бегите, не оглядываясь, гады.

Вы здесь чужие, праведники вы,
Бегите и молитесь, боги с вами.
А я пойду бульварами Москвы
Беседовать с фонарными столбами.

Мы сами, как всегда, всему виной.
Но если вдруг случайно среди улиц
Я встречу столб ещё и соляной,
Скажу: спасибо, Вы хоть оглянулись.

И, конечно, тоска по прошлому. Недавнему, но невозвратному и потому кажущемуся счастливым временем:

Две тысячи четырнадцать. Неясно,
Что ждёт нас. Но сегодня, боже свят,
Всё как-то уж совсем взрывоопасно,
Почти, как сотню лет тому назад.

А я-то помню: окна без решёток
На первых этажах, ну а ключи
Под ковриком лежали. Хорошо так.
И дворники все были москвичи.

Ужасный век. Ни выдоха, ни вдоха.
А мне невероятно повезло:
У нас была безликая эпоха.
В такую жить ещё куда ни шло.

Есть, конечно, в книжке и игровые стихи, каламбуры, но между горькими вещами они смотрятся неким довеском. Может быть, автору и боязно было собрать сплошь серьёзный сборник. Хотя, кажется, он идёт к этому. Время заставляет.

Виноваты всегда другие.
Хоть потоп, не твоя вина.
Говорят, что прошли "лихие"
Да и "прежние" времена.

Говорят, что не те масштабы.
Говорят, что не тот размах.
Просто маленькие ухабы,
Перегибчики на местах.

Там волнуются о бейсболе.
Здесь душа за футбол горит.
Но любовь никогда без боли
Не бывает и без обид.

И в уютной берлоге ватной
Не услышит и не поймёт
Вопли Родины суррогатной
Ваш пробирочный патриот.

Сатира, ирония, это, конечно, нужные литературе черты. Но должен возвращаться, особенно в поэзию, серьёзный, твёрдый голос. Поэты сегодня зачастую шепчут, усмехаются, бормочут. Их почти неслышно. Наверняка они тяготятся этим.
Хорошо сказала Лариса Миллер: "Скучно всё это читать. Наверное, и писать скучно. Просто ироническая маска приросла и не отдирается. А может, страшно отказаться от стиля, который принёс успех. К успеху привыкаешь, им не хочется рисковать". Впрочем, успех такого рода сомнителен. Успех на час, чаще всего, не дольше. Надолго остаются стихотворения другого рода, другого звучания. И другого сорта поэты.
Вот и у Евгения Лесина встречаем: "…нежные поэты/ Должны быть яростней горгон". Да, должны быть. Согласен. Пора. А то действительно: "Ни выдоха, ни вдоха".

Роман СЕНЧИН