Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ


Недавно в программе "Прав? Да!" на телеканале ОТР обсуждали проблему единого учебника по литературе. Сошлись две непримиримые точки зрения – нужен ли такой стандартизированный учебник, единая программа образования по литературе или нет? Апологетом первой точки зрения выступил доктор филологических наук Александр Волков, второй – академик Борис Бим-Бад. Были и другие уважаемые собеседники, но, пожалуй, именно мнения этих двоих выражают радикальную сущность противостояния. И с обеих сторон прозвучали веские аргументы. Но я не хочу их воспроизводить.
Вместо этого я хочу вспомнить школьные уроки литературы, которые, когда я учился в школе, были по содержанию практически идентичными в большинстве школ. Это касалось не только литературы, но и, конечно, других предметов, например, математики. В те времена во многих математических классах над доской висела угрожающая надпись, цитата из Михайло Ломоносова: "Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит!" Видимо, мой ум часто бывал в беспорядке, потому что учительница регулярно высказывала недовольство. Она вдруг обращалась ко мне громко, прервав вялое течение урока: "Иван?! Иван?!" И я, чувствуя холодок в сердце, отрывал ручку от комикса в тетради, поднимал взъерошенную голову, ронял изо рта обслюнявленный пионерский галстук, и видел её грозно сверкающие очки, под которыми брови изгибалась, как у дьявола. И тогда она многозначительно поднимала свою мощную руку, уверенно тыкала пальцем в надпись над доской и спрашивала: "Что здесь написано? Читай!" И я, краснея и смущаясь перед одноклассниками, читал, и искренне ненавидел её и ни в чём не повинного Михайло Васильевича. "Понимаешь, Иван!? – заканчивала она издевательство. – УМ в порядок приводит! УМ!!!" И я, не смея более рисовать комиксы, с болью смотрел на доску, на все эти суровые формулы, которые она чертила с одышкой, и мысленно молил бога, чтобы он не позволил моему уму прийти в тот же порядок, что и у нашей учительницы.
Но это лирическое отступление, математика тут ни при чём, речь идёт о литературе. Уроки по математике просто стали для меня примером самого неправильного, грубого и шаблонного подхода. Такого подхода, где все одинаковы и должны соответствовать некоему общему идеалу. Однако это не правда, люди в принципе не равны и все они разные. Это одна из самых важных истин, которые по разным причинам, возможно благим, старалось не видеть наше общество.
Я всегда любил читать книги. И, пожалуй, без ложной скромности скажу, что я прочитал приличное количество книг, наверное, даже больше, чем мои учителя вместе взятые. Но я так и не прочитал, до сих пор, многие ключевые книги из школьной программы. Школьная методика наложила в моём воображении такую печать на эти книги, что я, вопреки доводам разума, не могу заставить себя за них взяться. Я никогда не мог понять, почему, с какой стати, мы должны воспринимать художественные произведения так, как сказал Белинский, Добролюбов, Писарев и прочие популярные в школе критики. И дело не в том, что они не правы и я с ними в корне не согласен (хотя и это часто бывало), а в том, что мне не нравилось возведение их мнений в некое общеобязательное знание, которое, как молитву, должны были выучить и знать сотни тысяч детей, чтобы потом в экзаменационном сочинении отчеканить эти безжизненные формулы. Это ужасно.
Академик Бим-Бад в этой передаче высказал интересную мысль. Преподаватель литературы, сказал он, должен плакать, рассказывая об этой самой литературе. Он должен переживать её лично и заражать своим переживанием учеников. Лишь такой урок литературы имеет смысл. И это всякий раз будет индивидуальный, уникальный, нестандартный подход. Учебники же и образовательная программа могут быть только приблизительным ориентирами.

Иван ГОБЗЕВ