Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ЛУБОК И ВСЕВОЗМОЖНЫЕ "ИЗМЫ"


Игорь Стравинский. Мавра. Камерный музыкальный театр имени Бориса Покровского.

Художественный руководитель Камерного музыкального театра имени Б.А. Покровского Геннадий Рождественский продолжает удивлять премьерами редко исполняемых произведений, которые в его постановке начинают сверкать новыми яркими красками. Его новое детище – одноактная комическая опера И.Стравинского "Мавра" на либретто Бориса Кохно по мотивам поэмы А.Пушкина "Домик в Коломне" (режиссёр-постановщик и хореограф Михаил Кисляров, дирижёр Алексей Верещагин).
Опера написана в Париже в 1922 году, когда сорокалетний композитор был уже зрелым мастером. Однако она ознаменовала начало нового этапа в его творчестве, став первым произведением в манере "неореализма". Опера была одним из любимых сочинений И.Стравинского, считавшего её едва ли не лучшим своим творением.
Напомним: сюжет заключается в том, что девушка Параша (в спектакле эту партию исполняет Олеся Старухина), которой Мать (Мария Патрушева) не позволяет выйти замуж за её возлюбленного Гусара (Алексей Сулимов), подговаривает любимого переодеться в женское платье и наняться под именем Мавры на место почившей кухарки семейства. Новая "кухарка" начинает жить в доме, и молодые мечтают соединиться. Однако не вовремя затеянное Маврой бритьё, когда мать и дочь неожиданно возвращаются с прогулки, разрушает эти мечты…
В период написания оперы в Европе и России процветали молодые течения в живописи – футуризм, кубизм, абстракционизм. Первым сценографом оперы был Леопольд Сюрваж, друживший с Модильяни и увлекавшийся кубизмом. Сочетание модернистской для своего времени музыки с модернистской же сценографией, возможно, не способствовало успеху пьесы, и её постановка в парижской Гранд Опера провалилась. Может быть, более строгая, классическая сценография лучше оттеняла бы и новизну, и национальный колорит музыки
Художник сегодняшней постановки Ася Мухина тоже приблизила сценографию и костюмы к приёмам экспрессионизма и кубизма. Так, центр сцены занимает огромная кровать, предстающая в обратной перспективе. Так же, в обратной перспективе, представлена и другая мебель. Костюмы выполнены в манере лубочной живописи, а жёсткие женские юбки как будто сделаны из самого настоящего лубка или даже из древесной коры.
Сложная музыка великого композитора исполнена как оркестром, так и солистами легко и свободно, мелодии запоминаются, и в целом коротенькая опера оставляет хорошее послевкусие, вызывая желание поблагодарить коллектив за новый музыкальный подарок.

Ильдар САФУАНОВ