Анатолий Аврутин
И СТОЯЛ ЧЕЛОВЕК У ДОРОГИ
* * *
* * *
Какой-то вскрик взорвёт картину дня
И пропадёт в надтреснутом просторе,
Где на верёвке сохнет простыня,
Чтоб под любовный хруст улечься вскоре.
А над дорогой – бронзовая взвесь
Едва видна в косом свеченье сбоку,
И тени – здесь, и полутени – здесь,
И весь простор на откуп отдан року.
И этот рок раздумчиво кляня,
Привычно баба тащит груз пудовый.
А на верёвке сохнет простыня,
И глядя на неё, вздыхают вдовы…
Сидят, судача про житьё-бытьё:
Мол, жизнь пошла пустяшная, однако.
Ведь если свадьба – драка и питьё,
А на крестинах – выпивка и драка.
Эх, нравы, нравы… Нынче и родня
В старушечье не входит положенье.
Но на верёвке сохнет простыня.
И жизнь красна. И будет продолженье!
И пропадёт в надтреснутом просторе,
Где на верёвке сохнет простыня,
Чтоб под любовный хруст улечься вскоре.
А над дорогой – бронзовая взвесь
Едва видна в косом свеченье сбоку,
И тени – здесь, и полутени – здесь,
И весь простор на откуп отдан року.
И этот рок раздумчиво кляня,
Привычно баба тащит груз пудовый.
А на верёвке сохнет простыня,
И глядя на неё, вздыхают вдовы…
Сидят, судача про житьё-бытьё:
Мол, жизнь пошла пустяшная, однако.
Ведь если свадьба – драка и питьё,
А на крестинах – выпивка и драка.
Эх, нравы, нравы… Нынче и родня
В старушечье не входит положенье.
Но на верёвке сохнет простыня.
И жизнь красна. И будет продолженье!
* * *
Линия жизни, как чёрточка мелом –
Белым по чёрному, истово белым,
Свет разделила и тьму.
Дождь не кончается… Холодно… Слякоть…
Хочется снова забыться, заплакать,
Бога спросить: «Почему?..»
Может быть, просто теперь понимаю
Горе-соседа, прожившего с краю,
Что ни во что не встревал.
Мы – бунтовали, дерзали, кипели.
Бунты подавлены. Смолкли свирели.
Стяг на флагштоке не ал…
Прежнее – вымарать?.. Предки – не правы?
Мы – незаконные дети державы,
Что обратилась во тлен?..
Так получилось?.. А что ещё будет?
Наших героев за подвиги судит
Время плевков и измен.
Время бесовское… Сняты портреты…
Где же вы нынче – вожди и поэты?
Недругам льётся елей.
О, воспевание лжи и увечий!
Разве воспетый порок человечий
Сделает души светлей?
Лампа прикручена… Дело за малым:
Зябкие плечи прикрыть одеялом,
Вспомнить, что чай на столе…
И возмечтать – вдруг такое случится:
Кто-то средь полночи в дверь постучится –
С ним порыдаем во мгле…
Белым по чёрному, истово белым,
Свет разделила и тьму.
Дождь не кончается… Холодно… Слякоть…
Хочется снова забыться, заплакать,
Бога спросить: «Почему?..»
Может быть, просто теперь понимаю
Горе-соседа, прожившего с краю,
Что ни во что не встревал.
Мы – бунтовали, дерзали, кипели.
Бунты подавлены. Смолкли свирели.
Стяг на флагштоке не ал…
Прежнее – вымарать?.. Предки – не правы?
Мы – незаконные дети державы,
Что обратилась во тлен?..
Так получилось?.. А что ещё будет?
Наших героев за подвиги судит
Время плевков и измен.
Время бесовское… Сняты портреты…
Где же вы нынче – вожди и поэты?
Недругам льётся елей.
О, воспевание лжи и увечий!
Разве воспетый порок человечий
Сделает души светлей?
Лампа прикручена… Дело за малым:
Зябкие плечи прикрыть одеялом,
Вспомнить, что чай на столе…
И возмечтать – вдруг такое случится:
Кто-то средь полночи в дверь постучится –
С ним порыдаем во мгле…
* * *
Что-то вздрогнет в душе…
Подхвачусь… Побегу под навес,
Чтоб в блокнот занести
отражение редких прозрений.
И откликнется мне
в своём вечном безмолвии лес,
И откроются мне
к серым стенам приросшие тени.
Что беседовать с тенью?
Я тоже сегодня, как тень.
Мои близкие люди
давно уже стали тенями.
Не поддайся печали
и женщину взглядом раздень –
Так, чтоб странная искра
взахлёб заметалась меж нами…
И от искорки этой
в ночи запылает костёр…
В стороне от костра
закричит говорливая птаха.
Сам собой возгордишься –
мол, всё же не тать и не вор,
Может, и не лихой,
но испытанный парень-рубаха.
Пусть картавая темень
разводится белым вином,
Пусть три жалких аккорда
опять дребезжат о разлуке,
Пусть свеча догорела
и всё в этом доме вверх дном –
Я могу целовать эти тонкие белые руки.
И останутся нежность
и женщина в сумраке дней…
Извиваются руки,
как в небе неслышная стая.
Всё забудется, знаю…
Лишь тени забытых теней
Шевельнутся порой,
что-то в стылой душе пробуждая…
Подхвачусь… Побегу под навес,
Чтоб в блокнот занести
отражение редких прозрений.
И откликнется мне
в своём вечном безмолвии лес,
И откроются мне
к серым стенам приросшие тени.
Что беседовать с тенью?
Я тоже сегодня, как тень.
Мои близкие люди
давно уже стали тенями.
Не поддайся печали
и женщину взглядом раздень –
Так, чтоб странная искра
взахлёб заметалась меж нами…
И от искорки этой
в ночи запылает костёр…
В стороне от костра
закричит говорливая птаха.
Сам собой возгордишься –
мол, всё же не тать и не вор,
Может, и не лихой,
но испытанный парень-рубаха.
Пусть картавая темень
разводится белым вином,
Пусть три жалких аккорда
опять дребезжат о разлуке,
Пусть свеча догорела
и всё в этом доме вверх дном –
Я могу целовать эти тонкие белые руки.
И останутся нежность
и женщина в сумраке дней…
Извиваются руки,
как в небе неслышная стая.
Всё забудется, знаю…
Лишь тени забытых теней
Шевельнутся порой,
что-то в стылой душе пробуждая…
* * *
В годы войны на территории Белоруссии фашисты создали 14 лагерей, в которых полностью забирали кровь у детей, переливая её своим раненым. Тела детишек сжигали.
– Я з Крыніц… Жыва пакуль1…
Зваць Алеся.
– З Докшыц я… А ты адкуль2?
– Я з Палесся…
Кровь возьмут до капли, всю,
Без разбору.
Было б восемь Михасю,
Шесть – Рыгору.
А Алесе скоро семь…
Время мчится.
Было б лучше им совсем
Не родиться!
Горе-горюшко родне…
Крови алость,
Что немецкой солдатне
Доставалась.
Зваць Алеся.
– З Докшыц я… А ты адкуль2?
– Я з Палесся…
Кровь возьмут до капли, всю,
Без разбору.
Было б восемь Михасю,
Шесть – Рыгору.
А Алесе скоро семь…
Время мчится.
Было б лучше им совсем
Не родиться!
Горе-горюшко родне…
Крови алость,
Что немецкой солдатне
Доставалась.
Пакуль – пока (бел.).
Адкуль – откуда (бел.).
Адкуль – откуда (бел.).
* * *
В госпитальной чистоте
Бывшей школы
Перелили в вены те
Кровь Миколы.
Заживляла след от пуль
Кровь Алеси,
Что шептала:
– Ты адкуль?
Я – з Палесся…
И фашист, набравшись сил,
Встав с кровати,
Нет, не «мутер»1 говорил –
Плакал: «Маці…»
И не мог никак понять,
Хромоножка,
Почему назвать кровать
Тянет «ложкам»2.
Ведь не знал он этих слов…
Как, откуда
У немецких докторов
Вышло чудо?
Не понять ему – бандит, –
В мракобесье:
Кровь Миколы говорит,
Кровь Алеси…
Мутер – мама (нем.).
Ложак – кровать (бел.).
Ложак – кровать (бел.).
Снова колокол бьёт
* * *
над нелепым, мрачнеющим миром,
Снова странен и страшен его вразумляющий зык.
Кто придёт и воздаст
за напрасные муки кумирам,
Кто двуликому Янусу бросит: «Да ты же двулик!..»?
Я не верю молве –
всех великих молва оболгала,
Я не верю толпе, что затопчет, а после – бежать…
Первый снег на дворе
раскатает своё покрывало,
И по вспученным венам опять побежит благодать.
Как же сладостно: снег!
Как пронзительно: колокол слышен!
Как скворцы осторожно простор отдают снегирям!
Как же терпки слова
с горьким привкусом мёрзнущих вишен,
Как прозрачен твой образ, что я никому не отдам!..
И пускай отгорит,
что ещё отгореть не успело,
Пусть звучат голоса из-под серых кладбищенских плит…
Нынче колокол бьёт… Благодать…
И какое мне дело,
И какое мне дело, что завтра ещё отгорит?..
Нынче колокол бьёт…
Что-то тёплое гонит по венам.
Кто-то мимо прошёл, на снегу не оставив следа…
И так жаждешь сказать
о мучительном и сокровенном…
Но ведь колокол бьёт. И не скажешь уже никогда…
Снова странен и страшен его вразумляющий зык.
Кто придёт и воздаст
за напрасные муки кумирам,
Кто двуликому Янусу бросит: «Да ты же двулик!..»?
Я не верю молве –
всех великих молва оболгала,
Я не верю толпе, что затопчет, а после – бежать…
Первый снег на дворе
раскатает своё покрывало,
И по вспученным венам опять побежит благодать.
Как же сладостно: снег!
Как пронзительно: колокол слышен!
Как скворцы осторожно простор отдают снегирям!
Как же терпки слова
с горьким привкусом мёрзнущих вишен,
Как прозрачен твой образ, что я никому не отдам!..
И пускай отгорит,
что ещё отгореть не успело,
Пусть звучат голоса из-под серых кладбищенских плит…
Нынче колокол бьёт… Благодать…
И какое мне дело,
И какое мне дело, что завтра ещё отгорит?..
Нынче колокол бьёт…
Что-то тёплое гонит по венам.
Кто-то мимо прошёл, на снегу не оставив следа…
И так жаждешь сказать
о мучительном и сокровенном…
Но ведь колокол бьёт. И не скажешь уже никогда…
* * *
Снег покружится и ляжет…
Молча поклажу сложу.
Мать что-то грустное скажет.
Я ничего не скажу.
Лишь карандашиком скрипну,
Строчку отправлю в блокнот.
Знаю: про девочку-скрипку
Мать всё равно не поймёт.
Только в заветное спрячет
Адрес. Шепнёт: «Не забудь…»
Только неслышно заплачет –
Я не заплачу ничуть.
Выйду. Ступлю на дорогу,
Снегом умоется взгляд.
Эта дороженька – к Богу
Или от Бога назад?
Чуть оглянусь. И охрипнув,
Мамино вспомню житьё,
Вдруг неожиданно вскрикнув
Тихое имя её…
Я иду по земле.
Молча поклажу сложу.
Мать что-то грустное скажет.
Я ничего не скажу.
Лишь карандашиком скрипну,
Строчку отправлю в блокнот.
Знаю: про девочку-скрипку
Мать всё равно не поймёт.
Только в заветное спрячет
Адрес. Шепнёт: «Не забудь…»
Только неслышно заплачет –
Я не заплачу ничуть.
Выйду. Ступлю на дорогу,
Снегом умоется взгляд.
Эта дороженька – к Богу
Или от Бога назад?
Чуть оглянусь. И охрипнув,
Мамино вспомню житьё,
Вдруг неожиданно вскрикнув
Тихое имя её…
Я иду по земле.
* * *
Нынче солнце озябло.
Перепутались косы на чахлой ветле.
За спиною –
котомка подобранных яблок,
И я счастлив, что просто иду по земле.
Что могу надышаться –
без удержу, вволю,
Что иду,
отражаясь в болотце кривом,
Мимо русского леса,
по русскому полю,
Где мне русский журавлик
помашет крылом…
Перепутались косы на чахлой ветле.
За спиною –
котомка подобранных яблок,
И я счастлив, что просто иду по земле.
Что могу надышаться –
без удержу, вволю,
Что иду,
отражаясь в болотце кривом,
Мимо русского леса,
по русскому полю,
Где мне русский журавлик
помашет крылом…
* * *
В Россию можно только верить…
Фёдор Тютчев
Фёдор Тютчев
Хмур проводник. В одеяле прореха.
Старой любви не зову.
Кто-то в истории, помнится, ехал
Из Петербурга в Москву.
Кучер был хмур. Дребезжала карета.
Лошади хмуро плелись.
Хмуро вплывало тягучее лето
В хмурую русскую высь…
Тысячи раз отрыдала валторна –
Мир без концов и начал.
Помнится, памятник нерукотворный
Кто-то уже воздвигал.
Нету концов… Позабыты начала.
Прежний отвергнут кумир.
Вспомнишь с трудом две строки про мочало, Что нам твердил «Мойдодыр».
Вспомнишь… Под визг тормозов на уклоне
Вытащишь хлеб и вино.
Снова умом ты Россию не понял,
Снова лишь верить дано…
Старой любви не зову.
Кто-то в истории, помнится, ехал
Из Петербурга в Москву.
Кучер был хмур. Дребезжала карета.
Лошади хмуро плелись.
Хмуро вплывало тягучее лето
В хмурую русскую высь…
Тысячи раз отрыдала валторна –
Мир без концов и начал.
Помнится, памятник нерукотворный
Кто-то уже воздвигал.
Нету концов… Позабыты начала.
Прежний отвергнут кумир.
Вспомнишь с трудом две строки про мочало, Что нам твердил «Мойдодыр».
Вспомнишь… Под визг тормозов на уклоне
Вытащишь хлеб и вино.
Снова умом ты Россию не понял,
Снова лишь верить дано…
* * *
Небо изрытое, небо сквозное,
Что же разверзло тебя надо мною
В чёрной, холодной ночи?
Просто за ворот, чернó и отвесно,
Сверху струится сермяжная бездна…
Так что, кричи – не кричи.
Просто за старым скрипящим забором
Бездна бесстрашно висит над собором,
Птиц от крестов отогнав…
Просто, как старые чуни, скрипучи,
Небо закрыли тягучие тучи,
Просто идёт ледостав.
И поднебесье горбатое злится,
Что не под силу в реке отразиться –
Льдисто-горбата река.
Как бы душа этой ночью хотела
Враз упорхнуть из усталого тела
В чёрную высь, в облака!..
Ночью измученной, ночью слепою
Только Отчизна парит над тобою,
Тоже от горя черна.
Даже из собственных помыслов изгнан,
Разве ты вправе грешить на Отчизну
В чёрную полночь без дна?
В полночь, когда ни шагов и ни лая,
Будто бы жизнь наступила иная…
Мраком несёт из квартир.
Только один – вдоль корявых обочин, – Кто-
то бредёт, темнолиц и всклокочен, Лживый,
как внутренний мир…
Страшно. Не вскрикнуть… И что остаётся?
Ждать, когда лучик дыханья коснётся,
Чем-то подобен ножу?
Если со мною такое случится,
Руки сложу. И смежая ресницы,
Вам ничего не скажу…
Что же разверзло тебя надо мною
В чёрной, холодной ночи?
Просто за ворот, чернó и отвесно,
Сверху струится сермяжная бездна…
Так что, кричи – не кричи.
Просто за старым скрипящим забором
Бездна бесстрашно висит над собором,
Птиц от крестов отогнав…
Просто, как старые чуни, скрипучи,
Небо закрыли тягучие тучи,
Просто идёт ледостав.
И поднебесье горбатое злится,
Что не под силу в реке отразиться –
Льдисто-горбата река.
Как бы душа этой ночью хотела
Враз упорхнуть из усталого тела
В чёрную высь, в облака!..
Ночью измученной, ночью слепою
Только Отчизна парит над тобою,
Тоже от горя черна.
Даже из собственных помыслов изгнан,
Разве ты вправе грешить на Отчизну
В чёрную полночь без дна?
В полночь, когда ни шагов и ни лая,
Будто бы жизнь наступила иная…
Мраком несёт из квартир.
Только один – вдоль корявых обочин, – Кто-
то бредёт, темнолиц и всклокочен, Лживый,
как внутренний мир…
Страшно. Не вскрикнуть… И что остаётся?
Ждать, когда лучик дыханья коснётся,
Чем-то подобен ножу?
Если со мною такое случится,
Руки сложу. И смежая ресницы,
Вам ничего не скажу…
* * *
Перезвон золочёный, медальный
Нам конец предвещает летальный,
Коль награды за возраст дают…
Не слыхал про медали Шекспира,
Да и Блока угрюмая лира
Наградной презирала салют.
Сколько старцев бредёт по дорогам,
Сколько бед в этом мире убогом!..
Помню автора «Знака беды»…
Как при жизни его возносили!
Много ль значил бы Быков Василий
Без геройской советской звезды?
Без геройства и без депутатства…
Скажут: так говорить святотатство…
Только зрится: Стрельцов, старый друг,
Михасёк, или попросту Миша
«Заступись!.. » – молил… Быков не слышал,
Он дублёнку искал. Недосуг1…
Кто тут правый сегодня, кто левый?
Даже неба тяжёлые гневы
Не доходят до сумрачных душ.
Только сделался, праведный Отче,
Белый парус ещё одиноче
И совсем прохудился к тому ж…
А несут его ржавые ветры…
К облакам чьи там длани простерты?
Аки путник какой, аки тать?..
Или, может быть, это Всевышний,
Среди нас себя чувствуя лишним,
Зарекается: «Не воскресать!..»?
Нам конец предвещает летальный,
Коль награды за возраст дают…
Не слыхал про медали Шекспира,
Да и Блока угрюмая лира
Наградной презирала салют.
Сколько старцев бредёт по дорогам,
Сколько бед в этом мире убогом!..
Помню автора «Знака беды»…
Как при жизни его возносили!
Много ль значил бы Быков Василий
Без геройской советской звезды?
Без геройства и без депутатства…
Скажут: так говорить святотатство…
Только зрится: Стрельцов, старый друг,
Михасёк, или попросту Миша
«Заступись!.. » – молил… Быков не слышал,
Он дублёнку искал. Недосуг1…
Кто тут правый сегодня, кто левый?
Даже неба тяжёлые гневы
Не доходят до сумрачных душ.
Только сделался, праведный Отче,
Белый парус ещё одиноче
И совсем прохудился к тому ж…
А несут его ржавые ветры…
К облакам чьи там длани простерты?
Аки путник какой, аки тать?..
Или, может быть, это Всевышний,
Среди нас себя чувствуя лишним,
Зарекается: «Не воскресать!..»?
1 В своё время замечательного белорусского писателя Михася Стрельцова с ведома руководства Союза писателей Белоруссии отправили в ЛТП, где продержали более года, подорвав ему здоровье и сломав психологически. Вскоре после освобождения М. Стрельцов тяжело заболел и скончался.
* * *
Откуда этот гул возник,
сменив живое слово,
И что за мрачный человек бредёт сквозь этот гул?
С лицом безликим, словно лик безликого святого, –
Ни Пётр, ни Авель, ни Фома,
ни Ной, ни Вельзевул?..
У человека на плечах дырявая котомка…
Котомка, что ни говори, отлична от сумы.
Ещё он предок – для меня,
прапредок – для потомков,
Но сам он – тьма,
бредёт – во тьму,
и вышел он – из тьмы…
Он загляделся в чёрный пруд,
как в зеркало кривое,
И что-то в воду уронил, и охнула вода…
С тех пор уже четвёртый день
И кто-то топал на крыльце,
ночами в трубах воет
Я слышал гул…
Я слышал стон…
Я слышал этот топот…
не вытоптав следа…
Я сгрёб с крыльца пушистый снег без признаков следов.
И этот рокот грозовой
сошёл на полушёпот,
И этот странный человек
мелькнул – и был таков…
Не кончен век…
Не пробил час…
Не кончено сказанье…
За что, измучась, ни схватись – всё будет нет, не то…
Но кто-то, странный и немой,
мелькнул над мирозданьем
С лицом безликим, словно лик…
А я не понял, кто…
сменив живое слово,
И что за мрачный человек бредёт сквозь этот гул?
С лицом безликим, словно лик безликого святого, –
Ни Пётр, ни Авель, ни Фома,
ни Ной, ни Вельзевул?..
У человека на плечах дырявая котомка…
Котомка, что ни говори, отлична от сумы.
Ещё он предок – для меня,
прапредок – для потомков,
Но сам он – тьма,
бредёт – во тьму,
и вышел он – из тьмы…
Он загляделся в чёрный пруд,
как в зеркало кривое,
И что-то в воду уронил, и охнула вода…
С тех пор уже четвёртый день
И кто-то топал на крыльце,
ночами в трубах воет
Я слышал гул…
Я слышал стон…
Я слышал этот топот…
не вытоптав следа…
Я сгрёб с крыльца пушистый снег без признаков следов.
И этот рокот грозовой
сошёл на полушёпот,
И этот странный человек
мелькнул – и был таков…
Не кончен век…
Не пробил час…
Не кончено сказанье…
За что, измучась, ни схватись – всё будет нет, не то…
Но кто-то, странный и немой,
мелькнул над мирозданьем
С лицом безликим, словно лик…
А я не понял, кто…
* * *
Весь пейзаж – скат кривой и пологий,
Крест, что к чахлой рябине припал…
И стоял человек у дороги,
И о чём-то чуть слышно стонал.
Всякий стонущих так сторонится,
Это ж проще – не знать ничего.
Повторяла гортанная птица
Непонятные стоны его.
И травинки горбатую змейку
На себе волоча под откос,
Делал вид, что стонал муравейко,
Задыхался, но всё-таки нёс.
Всё постанывал в сонной дремоте,
Полустон обратя в полукрик,
На своём безымянном болоте
Хитроглазый болотный кулик.
И никто не спросил, хоть далече
Стон тревожил глухие края:
«А о чём ты стонал, человече?
К огоньку ли – дорога твоя?..»
Крест, что к чахлой рябине припал…
И стоял человек у дороги,
И о чём-то чуть слышно стонал.
Всякий стонущих так сторонится,
Это ж проще – не знать ничего.
Повторяла гортанная птица
Непонятные стоны его.
И травинки горбатую змейку
На себе волоча под откос,
Делал вид, что стонал муравейко,
Задыхался, но всё-таки нёс.
Всё постанывал в сонной дремоте,
Полустон обратя в полукрик,
На своём безымянном болоте
Хитроглазый болотный кулик.
И никто не спросил, хоть далече
Стон тревожил глухие края:
«А о чём ты стонал, человече?
К огоньку ли – дорога твоя?..»
г. Минск