Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ВОСКРЕШЕНИЕ ОПЕРЫ


Франц Шуберт – Эдисон Денисов. Лазарь, или Торжество Воскрешения. Камерный музыкальный театр имени Б.Покровского. Дирижёр-постановщик Геннадий Рождественский.

В Камерном музыкальном театре осуществлена первая в мире полноформатная постановка музыкально-драматического произведения "Лазарь" Франца Шуберта – Эдисона Денисова. Великий австрийский композитор писал "Лазаря" в 1820 году, в двадцатитрехлетнем возрасте, словно предчувствуя свою раннюю смерть через пять лет. Произведение осталось незаконченным, и не был даже точно определён его жанр: кантата, или оратория, или же религиозная камерная опера. Вероятнее всего последнее, о чём говорит деление на акты. Автор закончил почти два акта из задуманных трёх. Содержание основано на рассказе о смерти и последующем воскрешении Лазаря из Евангелия от Иоанна. Умирающего Лазаря (Игорь Вялых) оплакивают его сёстры Мария (Татьяна Конинская) и Марфа (Татьяна Федотова). Дополнительный драматизм произведению придаёт введение (либреттистом 18 века А.Нимейером) дополнительных персонажей: Нафанаила (Захар Ковалёв), верящего, что Иисус воскресит умершего, и неверующего Симона (Роман Бобров), который в конце концов оказывается посрамлён в своём скептицизме.
Ф.Шуберт прервал свою работу на сцене погребения героя. Концовку второго акта и третий акт, повествующий о воскрешении, по заказу Баховской академии в Штутгарте дописал в 1995 году выдающийся российский композитор Эдисон Денисов. Не претендуя на соперничество с венским классиком, Э.Денисов тем не менее сумел сочинить музыку своих фрагментов так виртуозно, что неискушённый слушатель и не сможет определить, где кончаются мелодии Ф.Шуберта и начинаются куски, написанные нашим современником.
В Германии в 1997 году, к 200-летнему юбилею Шуберта, опера была поставлена в концертном исполнении, так что предпринятое по инициативе художественного руководителя Камерного музыкального театра Геннадия Рождественского постановка произведения в Москве по-своему уникальна.
По очереди с Г.Рождественским спектаклем дирижирует молодой дирижёр Айрат Кашаев.
Режиссёр-постановщик Игорь Меркулов ввёл в спектакль также детей Лазаря, которых трогательно воплощают маленькие ученики детской студии (руководитель Елена Озерова). Декорации и костюмы (художник-постановщик Станислав Бенедиктов, художник по свету Владимир Ивакин) стилизованы под античную Иудею и не отвлекают внимание публики от прекрасной музыки.
Столичные меломаны получили ещё один подарок от Камерного музыкального театра и его художественного руководителя.

Ильдар САФУАНОВ