Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

КАК ПОЭТЫ КРАДУТ ДЕНЬГИ У ЛИТЕРАТУРЫ


Два любопытных случая или, можно сказать, факта из бурной жизни людей, пишущих и любящих стихи, привлекли моё внимание за последнее время. Оба они связаны, с одной стороны, с хитроумным превращением кажущейся пустоты (имени поэта) в деньги и, с другой стороны, с тем, что эти самые финансовые средства, слетевшиеся на имя поэта, скорее вредят литературе, культуре, поэзии, чем помогают ей.

Первый случай касается прославленного имени Марины Цветаевой. Однажды в 1924 году в Праге она подписала книжку со своей поэмой "Царь-девица" для главы Временного правительства Александра Керенского:
"Дорогому Александру Фёдоровичу Керенскому – русскую сказку, где ничто не сладится. Марина Цветаева..."
И вот, как стало известно, через 90 лет этот автограф был куплен на аукционе неким российским коллекционером... за 8,25 миллионов рублей! Случай этот (точнее сумма) удивил даже видавших виды антикваров. Специалисты говорят, что столь высокую сумму за какой-либо автограф поэта Серебряного века никто и никогда ещё не платил. Я-то про себя думаю, что удивился бы и отнюдь не рекордным суммам в этой области... Но это! Да ведь за такие деньги и трёхкомнатную квартиру в Москве можно подыскать! А человек потратил их на небольшое бумажное изделие, пусть и освящённое прикосновениями поэта и его живым почерком.
На первый взгляд, радоваться надо столь трепетному и возвышенному отношению к памяти знаменитой поэтессы. Но парадокс в том, что нет в этом выходящем из ряда вон поступке трепетности по отношению к поэту и, тем более, к поэзии, а есть сугубая странность и эгоизм. Ведь душа-то поэта живёт вовсе не в его рукописях, а заключена, в его "заветной лире", то есть в самих стихах. Только представьте, сколько можно было за эти восемь миллионов сделать для истинной памяти поэта и для поэзии – издать массу книг, провести литературные чтения, оплатить научно-исследовательскую работу филологов, поддержать библиотечный фонд, да хотя бы рукотворный памятник поставить... Вместо этого всего человек присвоил лично себе незначительный материальный отпечаток памяти и почил на лаврах. Впрочем, надеюсь, хотя бы часть денег, вырученных на аукционе, пошли на нужное дело культуры и просвещения...
Второй случай гораздо менее значительный как по имени поэта, так и по денежной сумме, но зато очень даже замечательный по сюжетной запутанности и нелепости.
Хакасский поэт Сергей Майнагашев, выступающий в печати под псевдонимом Сибдей Том, отсудил у издательства Дома литераторов Хакасии, в котором работает его бывшая жена Ирина Царёва, тоже поэтесса, около 100 тысяч рублей. Это удивительно, но иск он подал за то, что к его же 50-летию, не требуя с него денег, издали книгу его стихов, о чём большинство поэтов, как правило, только мечтает.
Поводом для иска, как передаёт ИА "Хакасия", послужило то, что в предисловии к этой милой книжке на хакасском языке, изданной тиражом всего 300 экземпляров, говорилось о том, что сборник "отличен от предыдущих любовным лиризмом к единственной женщине – жене поэта, матери его двоих детей". Именно это предисловие якобы и оскорбило Сибдея Тома, потому что "на тот момент супруги развелись и у стихотворца появилась другая дама сердца... Поэт решил доказать, что никогда не посвящал стихов бывшей жене, а Хан Хызы – так называется сборник (дословно – царская дочь) – это дочь средневекового царя, которая никакого отношения к его бывшей жене не имеет.
Между тем под таким псевдонимом – Хан Хызы – Ирину Царёву знают читатели хакасской поэзии и коллеги по творческому цеху...".

Местные члены Союза писателей России сообщают в экспертной оценке, приобщённой к делу, что "подача заявления в суд – это ничто иное, как попытка досадить бывшей жене и свести счёты за наличие алиментных обязательств".
Тем не менее, суд, как говорится, принял сторону истца, и теперь "Дом литераторов, в котором Ирина Царёва работает редактором хакасской литературы, обязан выплатить её бывшему мужу 25 тысяч морального вреда и 75 тысяч – за нарушение авторского права. Плюс 2 650 рублей госпошлины.
Рассчитываться за недопонимание между бывшими супругами придётся республиканскому бюджету...".

Случай действительно уникальный. Для нас же интересно ещё и то, что два имени (точнее творческих псевдонима) двух поэтов – автора-истца Сибдея Тома и составителя, его супруги Хан Хызы, – по сути отняли деньги у Дома литераторов. Те самые средства, которые должны были пойти на поддержку и развитие литературного процесса, на издание книг и т. д., по сути оказались эгоистичной волей поэта изъяты из бюджета и, вероятно, направлены на бытовые нужны (в статье предполагалось, что на алименты, а, по другому слуху, Сергей Майнагашев собирался их потратить на свадебные расходы сына). Вот такие странные, метафизические взаимоотношения поэтического и материального: поэты своим гордым именем вольно или невольно отбирают средства у литературы и у той же самой поэзии.

Евгений БОГАЧКОВ