Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Новости

Дмитрий Цесельчук. Рецензия на книгу Евгения В. Харитонова «КАК ЭТОТ ДЫМ.
Некоторые освобожденные стихи 2001 – 2013 гг.» –  М.: Вест-Консалтинг, 2013.


Поэт Евгений В. Харитоновъ выпускает новую книгу, отмечающую 12-летний срез его жизни. Магическое число, ведь многие верят, что каждые 12 лет человек переходит на новую ступень, с которой открываются иные возможности, в том числе и в духовной сфере. Для тех, кому поэзия Харитонова небезразлична, а тем более близка, отметят непохожесть этого сборника на предыдущие. В харитоновском стихе появляется классичность, свойственная зрелости. И не уходит мальчишеская мечтательность, только она становится чуть снисходительнее – по отношению к себе, прежде всего, но и безысходнее. В далеком детстве и ранней молодости кто не мечтал сбежать на необитаемый остров? Чтобы жить как хочется, чтобы без родительской опеки и одергиваний, чтобы самому строить свои песочные прихоти и куличики. И вот Харитоновъ уже в первом стихотворении задекларировал эту освобожденную жизнь, но строить он хочет не песочные крепости, а новую цивилизацию, да еще и с нуля. И чтобы уж там-то было без вранья, и уж там-то если говорят «настоящая поэзия» – она и вправду настоящая и есть. Мечта, тут же поясняет автор, могущая называться только утопией, и, тут же, магическая харитоновская многозначная звукопись: «…ДРЫМ (английское – dream) / как этот / дым».
Автор легко и свободно перемещается не только по земному, а так же водному и подводному пространству, но он свой человек и в небесных сферах, и звезды может и в руках подержать, и даже поговорит с ними. Все, что вокруг – его, он за все отвечает. «Звезды – / слезы Бога», а рядышком – вознесенковская «чайка – плавки бога» (не путать с чеховской), да, пожалуй, и мое собственное: «Кто это по небу наколол / звезд татуировку?..». Масштаб рассмотрения – первое, что впечатляет читателя. Меня, по крайней мере, надеюсь и других «…одноразовых / быстрокрыло талантливых / мотыльков… греемся и сгораем / под зеленой лампой Классики». Евгений В. Харитоновъ не отделяет себя от нас и не перестает с нами делиться. Чем? Да всем! «Утопией для людей», открывающей книгу или же своей 43-летней «Мудростью». Почему 43-летней? Ну, более возрастной пока не накопилось. Хотя высыпанные из шкатулки на стол и бликующие солнечными зайчиками ордена погибшего в сорок четвертом деда, как минимум удваивают возраст автора в стихе «9 мая». Ставит себя на место другого да так, что и у нас по щекам текут слезы сопричастия… «ЖИВЕМ». Благодаря таким, как Женин дед… Второе – это «10 СЕКУНД» присутствия – экзистенция, как неоспоримый факт нашего бытия. И это не только в указанном стихе, но и повсюду: «В кровоподтеках нажитых болезней / в рубцах исчерпанной любви /лежу на диване. / Крошащимися зубами / пережевывая буквы / слушаю как седыми волосками / из меня выползает время». Или замечательное: «тебя любить / под звездным небом / хрущевки». А стих «Влюбленность»: «Падаю вверх / наплевав / на законы Ньютона»! Вот такой он вверхтормашный, поэт Евгений В. Харитоновъ, признающийся в «поэме» «Влюбленный робот»: «я вообще готов бросить / стихи хоть в рифму хоть без / и стать кем захочешь… / лишь бы ты была / счастлива». Выходит, что если уж жить, так единственно ради любви: «…белобебель я / смотрел на нее и любил / и смотрел / и любил / и смотрел / как она» – это, пожалуй, третье. Три источника питают его Утопическую вселенную, где все начинается с нуля, практически, без экивоков на кого бы то ни было. «Корпоративная интеллигенция» – моностих-признание в том, что не с ними. А с кем? – С теми, кто без оглядки, как незабвенный Бурич: «И прорасти / густым бурьяном точных слов – / сочным бурьянобуричем мысли». А в «Самом наивном верлибре», как стяг, полощется куприяновское: «все мы черные, желтые и белые – красные изнутри. / Хватит проверять!». Достойные сэнсэи. Но и у них не было такой просьбы-благодарения: «Господи, / не истязай меня / Своим терпением». Лучше не скажешь.
Как тут не вспомнить о нас, мотыльках, греющихся и сгорающих «под зеленой лампой Классики».

Дмитрий ЦЕСЕЛЬЧУК

2013-11-29